Хроника событий «Голос»: в Татарстане самый «грязный» референдум по самообложению прошел в Буинске Депутат Анохин вызвал на рэп-баттл в Петербурге Навального Интернет как поле применения навыков профессиональных провокаторов Судимые националисты и сторонники экстремистов: кто еще войдет в костяк движения Михаила Ходорковского на Урале Оренбуржцам предлагают баллотироваться в президенты

«Матильда» собирает «краеугольные камни»

Баталии вокруг фильма — это споры о сакральности власти

29 августа 2017 в 19:51, просмотров: 8783

Состояние общественного сознания в России лучше всего характеризует фраза из «Писем к тетеньке» Салтыкова-Щедрина: «Как будто в самом воздухе разлито нечто предостерегающее: «Смотри! только пикни! — и все эти основы, краеугольные камни и величественные здания — все разлетится в прах!». Писатель называл это состояние страхом «бесстолпия». Сейчас чаще говорят о «скрепах».

«Матильда» собирает «краеугольные камни»
фото: Алексей Меринов

Столпы, скрепы, краеугольные камни — все зашаталось и пришло в движение. На какие столпы опираться? Какими скрепами крепить единство? Какие камни краеугольные, а какие нет? На эти судьбоносные вопросы уже нет однозначных ответов. Они стали предметом яростных споров. Оппоненты атакуют друг друга с диаметрально противоположных позиций, что придает зрелищности процессу и еще больше запутывает обывателя.

Очень ярко это иллюстрируют страсти вокруг фильма «Матильда». Депутат Госдумы Наталья Поклонская ведет борьбу против ленты, которая еще не вышла на экраны, но уже оскорбила, по ее мнению, верующих. Исполнителя роли Николая II, Ларса Айдингера, Поклонская называет порноактером. Поскольку Николай II причислен Русской православной церковью (РПЦ) к лику святых, то сам выбор артиста с фривольной биографией трактуется Поклонской как кощунство.

Нет смысла перечислять известных людей, которые в ответ обрушились на Поклонскую с критикой и обвинениями в неадекватности. Конфликт вокруг фильма выглядит гротескным и на первый взгляд не заслуживающим внимания. Наталья Поклонская не получила даже поддержки РПЦ в попытках запретить прокат фильма. Она одинока, как Жанна д’Арк, в своей вере и настойчивости. Но именно люди такого склада в эпохи «бесстолпия» завоевывают расположение масс. Когда речь идет о вере, то математическая система доказательств неуместна. Истинность «краеугольных камней» — это вопрос веры.

Баталии по поводу фигуры Николая II — это споры о сакральности власти. Власть от Бога, власть священна, царь — наместник Бога на земле. Эту точку зрения разделяет не только Наталья Поклонская. Она лишь полемически заострила проблематику. В менее явной форме эта идея давно стала мейнстримом в России. Разделение властей на «ветви» осталось в прошлом веке. Власть у нас одна. Она не подотчетна населению, хотя выборы формально еще проводятся, а депутаты голосуют мандатами.

Однако для подкрепления легитимности власти нужны доказательства ее сакральности. Одним из главных доказательств является присоединение Крыма к России. Активную идеологическую поддержку Кремлю оказывает РПЦ. Символическую преемственность современных представителей власти с основоположниками подчеркивает памятник князю Владимиру возле Кремля. В ходе недавнего визита в Крым Владимир Путин вновь вспомнил о крещении князя в Херсонесе и о том, что в этом городе зародилась российская государственность.

Но если нынешняя власть ведет свое начало от князей и самодержцев, то фильм о добрачной связи Николая II с легкомысленной балериной да еще с немецким актером сомнительной биографии — это прямое покушение на идею сакральности власти. Религиозное чутье Поклонскую не подвело. Фильм покушается на «столпы» и «краеугольные камни». А это прямой путь к революции, Майдану. С учетом столетия двух революций в России спор об истоках легитимности власти приобретает принципиальный характер.

Сто лет назад религиозная мифология власти была сметена сначала буржуазной, а потом пролетарской революциями. Памятники царям сносили и храмы взрывали те же люди, которые раньше с иконами ходили к «царю-батюшке» на поклон для выражения верноподданнических чувств. Православные перековались в безбожников. Монархисты — в революционеров. Царь перестал восприниматься как «помазанник божий» и был беспощадно расстрелян в подвале ипатьевского дома.

Механизм разрушения сакральности монаршей власти интересовал многих исследователей французской революции. Каким образом августейший государь Людовик XVI превратился в «гражданина Капета» и взошел на эшафот под улюлюканье толпы? Как обрушилась сакральность власти в глазах французов?

Автор трилогии о мушкетерах Александр Дюма посвятил серию романов эпохе Французской революции. Он показывал, как король и его супруга совершают одну ошибку за другой, теряя доверие народа и приближая крах монархии. Писатель придает драматизм сюжету с помощью фигуры таинственного графа Калиостро. По версии Дюма, Калиостро плетет интриги, которые провоцируют короля совершать ошибки. Цель Калиостро — дискредитация и свержение монархии. Он действует через приближенных к королю фаворитов и фавориток, новоявленных героев революции.

Этот литературный ход придает романам Дюма колорит и, как всякая «теория заговора», привлекает публику. В действительности аристократия того времени настолько погрязла в интригах и коррупции, что и без усилий Калиостро подтачивала легитимность короля. Но граф Калиостро действительно существовал и был замешан в резонансном скандале с «ожерельем королевы», который нанес огромный ущерб репутации Марии-Антуанетты. Роскошная жизнь и привилегии власть имущих на фоне обнищания населения служили порохом для революций не только во Франции, но и в России. Ельцин пришел к власти под лозунгом борьбы с привилегиями советской номенклатуры. И в современной России демонстративное богатство элиты вызывает все большее возмущение населения.

Накануне революционных событий при власти появляются разного рода таинственные личности с «мистическими способностями». Во Франции это были граф Сен-Жермен, граф Калиостро. В России прошлого века — старец Григорий Распутин. В позднем СССР представители высшей номенклатуры ездили за советами к Ванге, телезрителей гипнотизировал Анатолий Кашпировский, а Алан Чумак «заряжал» воду.

Веет мистицизмом и от борьбы с фильмом «Матильда». Поклонскую поддерживают так называемые «царебожники», для которых Николай не просто святой, а спаситель России. РПЦ не поддерживает эту секту. Однако во времена «бесстолпия» радикальные религиозные течения могут быстро приобретать популярность. Когда фильм выйдет на экраны, те, кто верит в святость Николая II, найдут способы проявить свое возмущение.

Все эти страсти разгораются на фоне де-факто начавшейся президентской кампании, которая пока лишена интриги. Судя по комментариям в прессе, ставка сделана на инерционный сценарий плебисцита выражения доверия президенту. «Соперниками» будут знакомые лидеры думских фракций, задача которых изображать «массовку». Алексея Навального к выборам не допустят, чтобы не рисковать. Та же тактика снижения рисков реализуется и в ходе губернаторских выборов. Например, Евгений Ройзман в Екатеринбурге не смог пройти муниципальный фильтр для участия в губернаторских выборах.

Отказ от конкурентной модели в пользу плебисцитарной позволяет получить заведомо известный результат. Но для подтверждения легитимности президента, по сведениям, публикуемым в СМИ, его администрация ставит перед политтехнологами задачу обеспечения явки в 70%. При отсутствии новых лиц в кампании и элементарной интриги пока звучат чисто технические предложения: усовершенствовать систему ГАС «Выборы», чтобы избирателям было удобней голосовать, не прибегая к открепительным талонам; агитировать молодежь через соцсети, сделать голосование «модным»; установить больше камер на избирательных участках, акцентируя честность выборов, и тому подобное. Однако все эти «припарки» не могут заменить отсутствие драйва в кампании.

Социологи уже зафиксировали, что электорат интересует внутренняя повестка дня. Людей беспокоят прежде всего материальные проблемы. «Зрелищ» хватает, а с «хлебом» уже не все так хорошо, как в «сытые» годы. «Хлеб» для народа нужно обеспечить в реальности либо убедительно объяснить его недостаток «происками врагов».

Общество психологически готово к новому витку «борьбы с врагами», так как приучено к сильнодействующим средствам: «победоносным войнам», «смеющимся «Искандерам», «ядерному пеплу»... Заменить героическую борьбу с «внешними врагами» можно только не менее героической борьбой с «врагами» внутренними. Когда страна находится в кольце внешних врагов, то «охота на ведьм» неизбежна.

«Охота на ведьм» — давно отработанный прием, позволяющий найти выход страхам населения. А также наиболее вероятный сценарий развития избирательной кампании после летнего затишья. Для Алексея Навального и других желающих играть по современным правилам отведена ниша «внутренних врагов», «пятой колонны», «еретиков», которых следует изобличать и наказывать ради спасения страны от бедствий. «Заговоры» современных графов Калиостро, готовящих революцию, надо своевременно раскрывать, мобилизуя все охранительные средства. Поле для «борьбы с врагами» непаханое…

Кампания Натальи Поклонской против фильма «Матильда» — это своего рода пролог к более масштабному спектаклю. Она обозначила тренд, продемонстрировала, как придать драйв скучным выборам-плебисциту. Неудивительно, если Поклонская выдвинется кандидатом в президенты. На нее нет серьезного компромата. Для «крестового похода» против «врагов» бывший прокурор, верящий в идеалы самодержавия, «героиня крымской весны», молодая женщина с гипнотическим взглядом — идеальный вариант, очень удобный спарринг-партнер, который придаст динамизм выборной кампании. Вполне возможно, что появятся и новые фигуры с началом осеннего политического сезона. В борьбу за «краеугольные камни» включатся различные слои российского общества, которые будут выдвигать своих героев. Зрелище предстоит увлекательное.

Дело Навального. Хроника событий


Партнеры