"Спасите, не знаю, что делать": невероятные приключения молдаванина за решеткой

От обвиняемого в ограблении дома генерала ФСБ требуют вернуть главную награду России, но он утверждает, что ее не похищал

Три года назад в Москве банда разбойников ограбила — по нелепой случайности или чьей-то коварной наводке — дом генерала ФСБ России Умара Ханалиева. Украли деньги, ценности, наградной пистолет — много всего... Через пару лет предполагаемых грабителей и их лидера Николу Греку задержали. А дальше начался настоящий криминальный детектив со всеми его атрибутами — погоней, похищениями, пытками и т.д.

В СИЗО к молдаванину, по его словам, регулярно наведывался сам генерал. И требовал, чтобы Греку вернул... якобы похищенную во время налета медаль «Золотая Звезда» Героя России, которую Ханалиев получил из рук самого президента в 1996 году за уничтожение лидера боевиков Джохара Дудаева. Правда, стоит сразу же оговориться: в списке похищенного есть только «ствол», а вот награды нет.

Друзья, чтобы вызволить Греку, притащили чуть ли не к воротам «Лефортово» похищенную медаль, но, как оказалось, не ту! Да и точно ли она пропадала? Что если речь идет о банальном вымогательстве?

Пока же с Греку за решеткой происходят самые невероятные вещи. А эта статья, возможно, избавит от ужаса его и его семью. 

От обвиняемого в ограблении дома генерала ФСБ требуют вернуть главную награду России, но он утверждает, что ее не похищал
Фото: melikov-gold.ru.

Одна звезда на двух героев

В этой истории два главных героя, каждый из которых заслуживает, чтобы его представили отдельно.

Итак, 39 летний Никола Греку имеет греческие корни и два гражданства — румынское и молдавское. Женат, недавно родилась дочь. Уверяет, что в Москву приехал, чтобы создать строительную компанию. В общем, обычный молдавский предприниматель-строитель (правда, официально у него нет ни ИП, ни вообще какой-то работы).

У следствия на счет Греку другая версия: якобы Никола создал банду (на сегодняшний день он обвиняется в том числе по статье 209 УК «Бандитизм»), которая занималась вооруженными нападениями на богатые дома и забирала все ценное имущество. Причем орудовала банда на Рублевке и в прочих элитных районах Москвы и Подмосковья.

— Он добрый парень, — вступается за Николу теща. — Мухи не обидит. Наоборот, он всегда всем помогал. Он любит говорить, что вырос в нищете, потому ему хочется улучшить жизнь бедняков. Все последние годы он был меценатом.

Жители маленьких молдавских деревень действительно подтверждают, что Греку многим помогал. Но одно другого не исключает. Да и сколько мы знаем случаев, когда устами родных и близких даже отпетый негодяй описывался как агнец божий.

Дата рождения Умар-Паши Ханалиева не встречается ни в одном из документов. Вообще информации о нем — минимум. Оно и не случайно: он ведь действующий сотрудник центрального аппарата ФСБ России.

Известно, что в 90 е годы Ханалиев был заместителем начальника Хасавюртовского райотдела ФСБ. Причем проявил особый талант: внедрял агентуру среди чеченских боевиков. Ну а за ликвидацию незаконно избранного президента Чечни Джохара Дудаева получил звание Героя России. При этом он стал первым чеченцем, который получил эту высшую награду не за подвиги в Великой Отечественной войне. Так что можно представить, как ценна эта награда для него. Вместе со званием каждому Герою России вручается медаль «Золотая Звезда». Вот Ханалиев ее и получил в далеком, 1996 году.

Герой России Умар Ханалиев. Фото: gov.cap.ru.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

В иерархии госнаград звание Героя России стоит на первом месте. Оно присваивается за совершение геройского подвига. Чего стоит только один факт: в случае присвоения лицу звания Героя Российской Федерации и звания Героя Труда Российской Федерации на его родине на основании указа Президента Российской Федерации устанавливается бронзовый бюст. Всего на сегодняшний день звание Героя России получил 1051 человек.

По некоторым данным, Ханалиев принимал участие в захвате другого печально известного чеченского террориста — Салмана Радуева — и вообще был участником многих контртеррористических операций, за которые тоже был награжден. Но Звезда Героя — выше нее уже ничего нет.

Ехал Греку через реку…

Греку задержали, по его словам, 18 октября 2016 года (официально, по документам, он арестован 23 го, и где он был пять дней, ни полиция, ни прокуратура пояснить не смогли).

— Я вышел с другом купить сигарет, — рассказывает Никола. — Это было в районе Бутово. Возле магазина стоял минивэн, из него выскочили люди в масках и схватили меня. На глаза мне намотали скотч, так что я не видел, куда мы едем. Ехали часа четыре, потом спустились в какой-то подвал, где меня привязали за руки и ноги к трубе. Разорвали на мне одежду. Пять дней мне не давали ни есть, ни пить. Били током — провода были присоединены к ушам и даже к пенису. Остались до сих пор шрамы. Говорили, что я разбойник, обворовывал квартиры. Звучал фраза: «Вы зашли к очень серьезным людям не в то время, не в том месте». Тогда мне впервые предложили признаться, что я забрал награду, пистолет и деньги у генерала, и все ему вернуть. Еще говорили, что мы — я и какие-то мои подельники — украли две сумки с деньгами у авторитета по фамилии Аверин (возможно, имеется в виду один из лидеров солнцевской группировки. — Е.М.). Они уговаривали меня рассказать про эти два ограбления — генерала и авторитета — на видеокамеру. На камеру я говорить не стал, тогда меня еще избили, отвезли в отделение полиции, предъявили обвинение в грабеже и потом оттуда поместили в ИВС Лобни. Это было уже 23 е число.

Подозреваемый Никола Греку. Фото: кадр из видео

Ответ на адвокатский запрос: «Греку содержался в ИВС города Лобня. При поступлении были выявлены телесные повреждения: на правом и левом боку гематомы, следы от ожогов на правом ухе, на правом пальце, на левой ноге... Боль в почках, в области паха...

Врио начальника Отдела МВД по городскому округу Лобня С.Семыкин».

Потом Греку стало совсем плохо, и он попал в больницу «Матросской Тишины». Оттуда адвокату пришел официальный ответ: у его клиента есть закрытая черепно-мозговая травма.

Между тем эпизодов грабежей в деле против Греку все прибавлялось. Говорит адвокат Надежда Аникина.

— Всего по делу проходит 13 человек, и среди них есть те, кто дал показания на Греку как на лидера. Якобы он разрабатывал план, выбирал место и время нападения. По эпизоду с генералом — в официальных бумагах ничего не говорится о похищении Звезды Героя, только о различных ювелирных изделиях, вещах, деньгах и пистолете. То есть доказательств пропажи Звезды нет. Может, ее никто и не брал? Но с Греку ее все время требовали.

Из постановления о привлечении обвиняемого: «Примерно в 2 часа 30 минут с 16 на 17 мая 2014 года Греку Н. совместно с Криханом, Стичем, Мокан незаконно через открытую запасную дверь проникли в дом по адресу Московская область, Одинцовский район… (адрес есть в распоряжении редакции. — Е.М.). Все участники нападения незаконно, используя заранее приготовленную Греку лестницу, через забор проникли на территорию участка указанного дома, надели на головы заранее приготовленные маски, а на руки перчатки. Используя предмет, похожий на пистолет с глушителем, угрожая насилием, опасным для жизни и здоровья Ханалиеву У.Ю., Ханалиеву П.А., Ханалиев Н.У., завладели имуществом Ханалиева У.Ю. на общую сумму в 900 000 рублей, а также наградным оружием пистолетом Макарова. №... 1989 года выпуска с 8 патронами в обойме».

В свой день рождения, 5 апреля, Греку неожиданно был переведен в «Лефортово». Простого разбойника определили в СИЗО, где сидят исключительно террористы, губернаторы и прочие подследственные высокого ранга?! Это удивительный случай!

Никола Греку с женой. Он еще не догадывается, в какой переплет попадет, оказавшись за решеткой.

— В «Лефортово» сначала я был один в камере, не имел никакой связи с близкими, письма мне не приходили, — говорит Греку. — Я объявлял голодовку, не ел 12 дней, пытался повеситься на простыне. Потом меня перевели в камеру к двум чеченцам, которые представились как бывшие сотрудники органов. Они сразу заявили: «Мы тебе поможем, тебя Аллах любит. Мы найдем генерала». И вот спустя несколько дней они говорят: «Коль, мы нашли, он хочет Звезду и пистолет. Верни и выйдешь на свободу. Мы организуем вам встречу». Как бы то ни было, встреча действительно была. Разговор состоялся довольно любезный. Мой собеседник сказал что-то вроде: «Я благодарен, что ты хочешь вернуть Звезду».

Николу, по его словам, вывозили из СИЗО на какой-то мост через реку, с которого он сбросил пистолет.

— Я должен был указать место, метнуть туда камень, — рассказывает Греку. — Еще потерпевший хотел, чтобы меня и к нему домой вывезли, но начальник конвоя СИЗО категорически воспротивился, сказал: мол, хоть вы и генерал, но это незаконно. Почему-то дядя Омар — так он просил его называть — был уверен, что видел во время ограбления именно меня, что это я угрожал ему пистолетом. Но у меня с юности правая рука искалеченная. Я не смог бы держать оружие, как он показывал. Омар спрашивал: «Кто навел на мой дом? Ты понимаешь, что ты меня оскорбил, унизил?». Как я понимаю, все эти встречи и вывозы меня были незаконными. На них не присутствовал адвокат и ничего не фиксировалось.

Были ли эти встречи вообще? По крайней мере официально в СИЗО подтвердить сам факт вывоза Греку куда-то на мост не смогли.

Цитата из официального ответа начальника «Лефортово» на адвокатский запрос: «За время содержания Греку по письменным указаниям следователя и суда к месту следственных действий на территории следственного изолятора не выводился. Конвою для доставки к месту назначения не передавался».

Но обратите внимание на оговорки: «по письменным указаниям следователя и суда», «конвой не предоставлялся». То есть в СИЗО подтвердили лишь, что официально Греку не покидал изолятор.

— Все мои друзья и знакомые искали Звезду. Наконец нашли. Я из СИЗО звонил жене, сказал: «Дорогая, пусть привезут ее в аэропорт». Они приехали, передали. На второй день Омар снова меня навестил со словами: мол, не уверен, что это его награда. «На ней нет номера». На Звезде действительно был спилен порядковый номер.

Мертвый Дудаев. За организацию устранения террориста Ханалиев получил Звезду.

Высокий выкуп за высшую награду

— Первый звонок из «Лефортово» от Коли был накануне 1 мая, — говорит его супруга. — Трубку взял человек, который представился генералом Ханалиевым, и сказал, что, если мне дорога жизнь мужа, Звезду нужно вернуть до 9 мая. Я его умоляла, чтобы он пощадил Николу.

Мы сбились с ног в поисках награды. Нашли. Привезли в Москву 5 мая. Организовали передачу в кафе «Шоколадница» у метро «Профсоюзная». Но человек, представлявшийся Ханалиевым, сказал потом, что это вообще не та награда. Я записывала наши с ним разговоры.

Из записей:

Голос с чеченским акцентом:

— Эта не та Звезда.

Голос Ирины Греку:

— Этот человек, который вам передал Звезду, сказал, что уверен на сто процентов, что именно она.

Голос с чеченским акцентом:

— Нет.

Ирина:

— Я прошу еще время. Может быть, с Николаем еще раз поговорить или вы, может быть, критерии скажете какие-то другие. Потому что на сегодняшний момент по-другому я не знаю, с чего начать поиски.

Голос:

— Завтра наберет вам.

В камере два чеченца, по словам Греку, стали говорить, что раз Звезды нет, то нужна компенсация в 600 тысяч евро. Объяснили ему, что из этого СИЗО ни одна жалоба не выйдет, что он тут сгниет. «Здесь могила, яма» — так, по его словам, они говорили. Адвокат Аникина смогла попасть к нему в «Лефортово» только через полтора месяца.

— В ОНК обратились родные Николы Греку, — говорит член Общественной наблюдательной комиссии Когершин Сагиева. — У них с ним не было связи, они не понимали, что происходит. Нам показалось, что администрация изолятора прячет Николу и от нас: долго мы не могли его увидеть. И потом выяснилось, что ему аккурат перед нашим визитом принесли сразу все письма, которые он не получал. Мы видели и чеченцев, с которыми он сидел. Никола тогда ни на что не жаловался, был как заторможенный.

Греку вызвал в Москву родного брата Ивана, который живет в Ирландии, чтобы он помог с решением денежного вопроса. На Ивана оформлены два земельных участка в России, и Николу надеялся, что он их продаст. 23 мая Иван встретился с человеком, представившимся генералом Ханалиевым. По крайней мере Иван уверяет: если судить по фото в Интернете, генерал и человек, с которым он общался в ресторане, — одно лицо. Этот человек передал от Коли записку (есть в распоряжении редакции). Написана рукой Греку, в этом нет сомнений у близких.

«Ванюша, родной! То, что я говорил тебе насчет земли по телефону... Землю перепиши на человека, которого тебе укажут. Эти деньги и земля… решается, чтоб я вышел на свободу. Ванюша, я дяде Омару должен 600 тысяч евро. Родной мой, нам надо вернуть эти деньги дяде Омару».

По словам Греку, ему угрожали, что если денег не будет, то и брат окажется в «Лефортово». В одном из телефонных разговоров с братом Никола на румынском ему об этом намекнул. Иван испугался и улетел обратно в Ирландию. А с Греку взяли новую расписку — о долге на сумму уже в 1 миллион 400 тысяч евро.

Обращения семьи к уполномоченному по правам человека, в прочие инстанции ничего не дали. Но Греку, слава богу, перевели в СИЗО №4. И не поверите, но тут его навестили те самые два чеченца, сидевшие с ним в «Лефортово». Встреча произошла в спортзале, куда Николу вывели.

— И все началось по новой: требование денег, угрозы, что я умру от каких-то ядов, — говорит Грек. — Спасите меня. Я не знаю, что делать. Полтора миллиона евро я точно нигде не найду.

Как и в любом детективе, в деле Греку—Ханалиев возможны несколько версий. Первая: молдаванин — банальный бандит, историю со Звездой Героя, пытками и всяческой конспирологией придумал, чтобы создать имидж жертвы и — чем черт не шутит — спастись от тюрьмы.

Письмо-мольба Николы Греку своему брату.

Вторая: события развивались по принципу «вор у вора дубинку украл». Греку стал жертвой умелого мошенника, который от имени генерала ФСБ пытается развести арестанта на деньги. Такие случаи бывали, и не раз.

Третья: рассказ Греку и его родных — правда. И эта версия нам нравится меньше всего. Ведь тогда уважаемый человек, Герой России, предстает перед обществом... ну мягко говоря, в весьма неприглядном виде.

— Если зять виноват, то пусть его судят по российскому закону, а не по закону гор, — говорит теща Греку, кстати, когда-то работавшая в суде. — Как можно в правовой стране допускать, чтобы происходило подобное? Почему начальник вашего СИЗО допустил это? Почему вообще Никола звонил близким из СИЗО и говорил про Звезду и деньги? Почему в камеры подсаживают неких чеченцев, которые потом проходят в любой изолятор? Много вопросов.

У нас на них, увы, ответов нет. Может, высокие лица на них ответят?

В этой истории можно понять всех ее героев. Представляю себя на месте именитого генерала, настоящего героя, дом которого обнесли какие-то молдавские домушники. Обидно, кто же спорит. Но есть ли что-то геройское в том, чтобы звонить с угрозами жене заключенного или брать денежные расписки? Представляю себя и на месте Греку, которого вместо нормального суда и следствия подвергают издевательствам и вымогательствам. И это в стране, давно подписавшей конвенцию против пыток. Нам бы определиться: мы живем по светским законам, по законам шариата или вообще просто «по понятиям»?

Просим считать эту статью официальным обращением к директору ФСБ России Александру Бортникову. Просим провести служебную проверку и оградить иностранного гражданина Николу Греку от пыток и вымогательств.

Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27504 от 25 сентября 2017

Заголовок в газете: «Звезду героя достань хоть с неба»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру