Эксперт назвал города России, где самые плохие дороги

"В Казани была улица, где в яму поставили дверь"

Российский антибренд на все времена и официальная народная проблема номер один — дороги. Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург и Челябинск — везде есть жуткие ямы, провалы, колдобины и асфальт, который сходит порой вместе со снегом. На ремонт дорог выделяются, казалось бы, нешуточные суммы. Вот в январе этого года Дмитрий Медведев подписал указ: 54 региона получают на дорожные нужды 8,3 миллиарда рублей. Сумма заоблачная, но выйдешь на улицу, и кажется, что деньги все равно утекут как вода сквозь сито. Как контролировать расходы? Какие именно дороги уже ждут не дождутся ремонта? В феврале этого же года появился проект «Карта убитых дорог»: любой человек может добавить на карту плохую дорогу своего города и проголосовать за ее ремонт. Если участок наберет нужное число голосов, его включат в план и отремонтируют. «МК» поговорил с экспертом проекта Дмитрием Цоповым, который проехал всю страну и нашел:

■ самые глубокие ямы,

■ самые экзотические способы ремонта,

■ самые лучшие дороги (да-да, такие тоже есть!)

"В Казани была улица, где в яму поставили дверь"
В Мурманске дороги латают кирпичом. Фото: соцсети

«Бывает так, что улицы ремонтируют сухими отходами с очистных сооружений»

— Дмитрий, в каком регионе или городе дороги хуже всего?

— Мы пока только составляем рейтинг. Но, по моему субъективному мнению, хуже всего ситуация в Архангельске, Махачкале, Орле — там убитые дороги есть прямо в центре города. В Ульяновске мы видели ремонт с помощью мебели: коммунальщики, чтобы обозначить опасный провал, поставили стулья. В Казани была улица, где в яму поставили дверь, хотя Казань отличается тем, что там дороги реально ремонтируют и за их состоянием следят. Когда наш активист заявил о двери на городском портале, ее в течение суток вынули, яму огородили и начали ремонтные работы.

— Эти изощрения от чего — из-за нехватки денег или лени?

— Вы знаете, и от того, и от того. Понятно, что в некоторых местах такой ремонт производят сами граждане. О необычном ремонте нам рассказывали автомобилисты из Новочебоксарска. Там есть завод с очистными сооружениями. Так вот сухой остаток использовали для работ на одной из улиц, то есть буквально ремонтировали отходами. В Мурманске повально ремонтируют кирпичами. Причем чиновники не стесняются об этом говорить. Мы сами видели, что вдоль тротуаров лежат кучи кирпичей, которые уже подготовлены для ямочного ремонта. Мы спрашиваем: а зачем вы так делаете? Они говорят: ну, другой ремонт не приживается. В других северных городах он приживается — есть технологии, которые позволяют ремонтировать, а в Мурманске — нет.

— Как обои гвоздями прибивать...

— Да, есть чиновники, которые позволяют проводить такой ремонт. С другой стороны, больше всего дорог, отмеченных на нашей карте, — в Санкт-Петербурге. Мы там на одном из центральных проспектов встретили дорожников, которые укладывали асфальт прямо в грязь, это был ямочный ремонт. Ремонтник к нам подошел, говорит: «Я ничего не боюсь, я на пенсии, уволят, так уволят. Да, мы делаем ерунду, мы это признаем, но нас заставляют делать так». Прораб, конечно, после этого стал заступаться: мол, нет, мы подготавливаем поверхность, выдуваем воду, чистим. Халатность, работы с нарушением технологии — это одна из причин, почему дороги в стране плохие и ремонт не держится долго. Хотя ямочный ремонт это не та мера, которую ждут граждане, — это скорее метод снижения аварийности на дороге. На него гарантия не дается — в нормативных документах не прописано. Поэтому муниципалитеты действуют по своему усмотрению: некоторые дают гарантию, некоторые нет. Например, в Челябинске делают ямочный ремонт стометровыми кусками и дают гарантию на год. И подрядчик не заинтересован, чтобы этот ремонт был качественным и продержался долго. Достаточно года, а дальше опять будут изыматься деньги на ремонт этой же дороги. Поэтому вопрос с гарантийными сроками очень актуален. Гарантия на верхний слой покрытия (четыре года) дается только на федеральные дороги.

Халатные ремонтные работы — одна из главных причин появления убитых дорог.

— С каким самым катастрофичным случаем вам «посчастливилось» столкнуться? Где самые глубокие или самые длинные ямы?

— Самые большие ямы — во Владивостоке. В 2015 году мы проводили там инспекцию и нашли на улице Снеговой просто огромную яму — шириной во всю проезжую часть. Самое интересное, что на этой улице большой транспортный поток, там все время пробки, машинам приходится в этих ямах буквально проползать на днище. В этом году участок отремонтировали, хотя другие проблемы остались: мы обнаружили, что и на тротуарах во Владивостоке огромные ямы. В этом городе есть такая тема: воруют крышки ливневой канализации. Видимо, недорабатывает полиция. Так было два года назад, сейчас мы приехали на те же самые улицы и увидели, что там как не было крышек, так и нет. Провалиться в канализацию легче легкого. Та же ситуацию в Хабаровске, но там нас чиновники заверили, что они начинают вводить новые крышки из композитных материалов. Их уже не сдать во втормет, а значит, невыгодно воровать. А в этом году самая глубокая яма нашлась в Махачкале — глубина почти 3 метра.

«Они озвучили цифры, и все вопросы отпали сами собой»

— Поговорим о ремонте. Сколько обычно на него выделяется средств и как долго он реально идет?

— Вообще-то на ремонт выделяют мало денег во всех регионах, за исключением, пожалуй, Тюмени. Там дорожный фонд шесть миллиардов, в Ханты-Мансийске тоже большой фонд. В этих городах найти яму — большая редкость. Вот мы в Тюмени увидели одну несчастную яму, и дорожники сказали: «Если бы вы приехали через три часа, ее бы не было». И уже во время инспекции нам прислали фотографию: через час яма была заделана. В некоторых регионах есть достаточное финансирование, которое позволяет содержать дороги в идеальном состоянии. А, например, в Чите в дорожном фонде всего 9 миллионов и 21 миллион на ямочный ремонт. На эти деньги нельзя сделать вообще ничего. Поэтому в Чите на центральных улицах грязь, ямы. Когда мы там были, то начали спрашивать: почему нельзя привлечь подрядные организации, нельзя убрать мусор? Они озвучили цифры, и все вопросы отпали сами собой.

— От чего зависит сумма на ремонт в каждом регионе?

— От разных показателей — это и материалы, и сами работы. Бывает так, что в одном и том же регионе в разных городах стоимость ремонта разная. Бывает, что чиновники закладывают в смету те виды работ, которые, по идее, должны оплачиваться из других источников. Например, прокладку коммуникаций и замену сетей. Они же потом переходят на баланс предприятий, которые на ремонт не потратили ни копейки — так за счет дорожного фонда решаются иные проблемы, а не только вопросы дорог. Если говорить о суммах, то, насколько я помню, в прошлом году лидировала Казань: там ремонт стоил дороже всего.

«Рабочие прямо при чиновнике отремонтировали улицу в грязь»

— В каком регионе больше всего воруют?

— Такую аналитику проводить не нам, мы все-таки общественный контроль. Мы смотрим, в каком состоянии дороги, и спрашиваем чиновников о том, какие они меры предпринимают для того, чтобы дороги стали лучше.

— Ну вы же видите, где выделяется много средств, но дороги при этом в плохом состоянии.

— Да, но тут нельзя напрямую сказать, что есть определенные хищения. Например, этой зимой к нам поступило порядка двухсот обращений от граждан, которые видели, как укладывают асфальт в снег. Можно назвать это хищением или это все-таки халатность в проведении работ? Очевидно, что если укладывать асфальт в снег, то он долго не продержится. Кстати, после наших обращений, в том числе в прокуратуру, больше 60% работ не было оплачено. Здесь речь идет скорее об эффективности расходования средств. Есть дорога, она в плохом состоянии. Идет дождь, нерадивые чиновники и подрядчики будут закапывать дорогу в асфальт в плохую погоду. Хотя очевидно, что это растранжиривание средств. Если подготовить поверхность, использовать специальные материалы, которые можно применять в холодное время года, если использовать специальные сушилки, которые будут подготавливать поверхность и укладывать правильно асфальт, то он продержится дольше и такой ремонт будет эффективным.

— Если говорить о халатности, то какая ошибка рабочих самая распространенная?

— Например, укладывание на неподготовленную поверхность. Так, в Омске, мы видели, когда ремонт ям производился в грязь. Пошли вместе с чиновниками проводить инспекцию, показываем: «Смотрите: поверхность грязная, на нее сейчас укладывается асфальт, почему эти работы производятся?». Чиновник при нас говорит: да, эти работы не будут оплачены. Это нарушение, это халатность. Но подрядная организация (притом что чиновник стоит рядом) просто продолжает эту улицу так и дальше ремонтировать. То есть первая причина, почему наши дороги разваливаются, — это нарушение технологий. Другая причина — недофинансирование. Денег выделяется мало, качество материалов оставляет желать лучшего, используют зачастую плохой битум. Кстати, мы столкнулись с тем, что в России плохой битум — это общая проблема всех регионов. Дороги делают, но кто и как их принимает — вопрос спорный. Бездействие порождает коррупцию.

Есть еще одна проблема: мы до сих пор пользуемся устаревшей нормативной базой. Технологии развиваются, качество материалов улучшается, увеличивается транспортный поток — мир в конце концов поменялся. А мы пользуемся нормативной базой и документами, которые разработали 30–40 лет назад. Необходимо их пересмотреть. Кстати, именно из-за устаревших норм не получается использовать новые технологии ремонта.

ФАКТЫ:

■ Самые лучшие дороги в Тюмени

■ Самые глубокие ямы во Владивостоке

■ Самые убитые дороги в Архангельске, Махачкале, Орле

■ Самый дорогой ремонт (по данным 2016 года) был в Казани

■ Больше всего на состояние дорог жалуются в Санкт-Петербурге

■ 22 390 км убитых дорог добавлено на карту

■ 1226 дорог уже отремонтировано

■ На 2062 дорогах заделали ямы

■ 2110 дорог планируют отремонти­ровать

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27508 от 29 сентября 2017

Заголовок в газете: Дороги, которые мы убиваем

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру