Тайны российского краудфандинга: куда "сборщики" тратят миллионы

Феминизм в помощь

Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами — эта истина известна. Но отличать этот самый талант от заурядности многие из нас до сих пор не научились. В результате таланты часто остаются не у дел, а обычные граждане исправно отстегивают свои кровные на громкие, но весьма сомнительные инициативы в Интернете.  

Западное явление краудфандинг, подразумевающее сбор денег в Интернете на реализацию идей и проектов разных людей, стал в последнее время очень популярным. Но вместо того, чтобы дать путевку в жизнь талантливым проектам, иностранная задумка стала превращаться в очередную хитрость, раскручивающую сердобольных российских граждан на безбедную жизнь таких инициаторов.

Феминизм в помощь
Екатерина Романовская собирала деньги на разработку кольца с «тревожной кнопкой». Фото: facebook@Катя Кермлин

Год назад в соцсетях прошел один из самых массовых флешмобов #ЯНЕБОЮСЬСКАЗАТЬ. Тема флешмоба была выбрана более чем деликатная: участницы проекта рассказывали об изнасилованиях, произошедших с ними. Массовая истерия длилась больше недели. А затем на волне флешмоба одна из его участниц — журналист и писатель Екатерина Романовская — объявила о сборе денег на разработку и запуск в продажу кольца для женщин с «тревожной кнопкой». По замыслу создателей, умное украшение должно помочь женщине в трудных ситуациях, в первую очередь, конечно, если на нее совершили нападение. В этом случае обладательнице кольца достаточно будет лишь нажать на встроенную кнопку, и умный прибор через смартфон отправит вызов службе спасения, родственникам и друзьям.

Компания по сбору средств проходила на двух иностранных краудфандинговых платформах. Предполагалось, что конечный продукт будет стоить 249 долларов. Идея была встречена на ура, в результате будущим создателям кольца во главе с Екатериной удалось собрать на реализацию проекта почти 250 тысяч долларов. Кроме того, деньги собирали и на предзаказы — желающие купить колечко в общей сложности сдали еще 300 тысяч долларов. Чудо-кольцо обещали запустить в продажу в марте 2017 года. Однако, когда срок подошел, Екатерина Романовская лишь сообщила, что выпуск и продажа тревожных колец на данный момент невозможны: подвели китайские производители. Более того, женщина посетовала, что ее идею успели скопировать конкуренты: в США уже продается похожий гаджет-украшение по цене всего лишь 199 долларов. В конечном итоге в соцсетях проект и вовсе был раскритикован: кольцо в том виде, как его задумывали создатели, не может работать без смартфона. А если мобильник разрядится или аксессуар потеряет с ним блютуз-связь — тревожная кнопка не сработает. Само же умное колечко не имеет ни GSM-передатчика, ни GPS-приемника — то есть не может вызвать службу спасения либо близкого человека. Ходят слухи, что авторы данной кампании по сбору средств на деньги жертвователей оправились на ПМЖ за рубеж.

Краудфандинг по-русски

Суть западного проекта краудфандинга более чем гуманна: помочь талантливым, но лишенным коммерческой жилки людям собрать средства на свое изобретение, книгу, фильм или гаджет. Буквально краудфандинг (от английского crowd — толпа, fund — фонд) — это действие, подразумевающее массовый сбор средств всем миром, или толпой, на некий проект, затеянный частным лицом. При этом получатели средств или донаторы (лица, их сдающие) — персоны частные, а финансовые отношения между ними сугубо добровольные, то есть, по большому счету, мало регулируемые законодательством.

После завершения проекта и достижения цели его автором все донаторы, то есть жертвователи, должны получить хоть какие-то дивиденды от произведения потенциального гения. Задумка западного проекта в том, что в роли спонсоров должны выступать прямые потребители потенциального продукта, которые вносят небольшие суммы на его создание. По завершении процесса каждый донатор получит свой экземпляр творения, и все будут рады и счастливы от совместной помощи друг другу.

Именно так и происходит с движением краудфандинг на Западе. Но вот в России проект с самого начала привлек внимание не только талантливых изобретателей, но и граждан, желающих подзаработать на наивных.

Коммерсанты Рунета моментально оценили возможности краудфандинга и сообразили, как можно быстро обогатиться на интернет-сборах. Время показало, что лучшими жертвователями оказались женщины, особенно те, которые рьяно и упорно борются за собственные права. В Рунете даже появилось выражение на эту тему: грамотно оседлать лошадку феминизма.

Основа метода стара как мир: женское сердце мягче мужского, дамы легче расстаются с деньгами, когда дело касается каких-то ситуаций, в которых они побывали сами, например разводы, проблемные беременности, выбивание алиментов и особенно насилие и сексуальные домогательства. Чтобы грести деньги лопатой, достаточно просто нажать на правильные точки, верно расставить акценты в посте-просьбе, накрутить эмоции будущих донаторш — и дело в шляпе.

Фильм для спасения жертвы

Дело Тани Андреевой, спортсменки из города Бийска, прогремело на всю страну. По версии девушки, она зарезала молодого человека, защищаясь при попытке изнасилования. Однако близкие убитого настаивали, что на секс Татьяна согласилась сама, а зарезала мужчину в ходе ссоры — девушка владела искусством боя на ножах. Андреева пыталась убедить людей в своей невиновности на популярных ток-шоу, однако это не помогло. Суд счел ее виновной по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего» и назначил 7 лет лишения свободы.

Таня Андреева получила восемь лет за убийство парня, который, по ее версии, пытался ее изнасиловать. КАДР ИЗ ВИДЕО

С легкой руки документального режиссера Елены Погребижской через некоторое время история Андреевой вновь всплыла в соцсетях. Режиссер начала кампанию по сбору средств на фильм о жертве насильника на русской краудфандинговой платформе. По мнению Елены, документальная лента с предварительной стоимостью в 2,3 млн рублей должна была поднять тему самозащиты — почему, защищая свою жизнь и тело, женщина вдруг оказывается в тюрьме. Кроме того, подразумевалось, что фильм может помочь конкретно Татьяне получить шанс выйти по УДО. В конечном итоге на проект удалось собрать 3 млн рублей. Сборы прошли стремительно, так как к кампании присоединились известные персоны, в том числе писательница и общественный деятель Мария Арбатова и авторитетный благотворитель Антон Носик (ныне, к сожалению, покойный).

С тех пор прошло уже 3 года, но фильм «Дело Андреевой» так и не увидел свет. На вопрос корреспондента «МК» о судьбе произведения Елена Погребижская ответила, что фильм до сих пор находится в работе. Через несколько дней в соцсетях она же сообщила, что осенью этого года Таня выходит по УДО. Получается, фильм ей уже в любом случае никак не поможет. Это вызывает вопрос — а зачем вообще тогда собирались миллионы на это производство?

Да и сомнения в том, что документальный фильм может стоить 3 миллиона и сниматься 3 года, с самого начала возникали в профессиональной тусовке.

— Подобную работу можно было сделать намного быстрее и дешевле, — уверена Виктория ВОРОНОВА, автор документальных фильмов. — Бывают сильно затянутые по времени съемки, если, например, снимается какой-то биологический процесс. Скажем, рост ребенка можно снимать и десятилетиями. Год может уйти, если какой-то объект нужно показать в разные сезоны. Но если фильм рассказывает какую-то историю, обычно вся работа укладывает максимум в полгода. Сумма в три миллиона лично мне кажется космической, даже крупные продакшны тратят на документалку как минимум в два раза меньше.

Однако никто не вмешался, и Елена Погребижская спокойно собрала огромные средства. Справедливости ради стоит заметить, что она отчитывалась о ходе съемок, выкладывая кусочки видео, однако готового продукта так и нет. Зато Елена сейчас занимается организацией и проведением платных мастер-классов на тему, как собрать деньги на свой проект в Сети.

Миллион на учебник про секс

В начале августа этого года сбор на учебник про секс для подростков объявила некая Татьяна Никонова, называющая себя автором самого известного российского блога о сексе и сексуальном просвещении. Секс-блогерша записала видео, где запугивает граждан эпидемией СПИДа и ростом абортов в стране, в том числе среди подростков. Все это дама вместе со своей командой (иллюстратор и несколько экспертов) обещала чудесным способом исправить посредством нового учебника. Для этого нужно собрать всего лишь 1,2 миллиона рублей...

Татьяна Никонова объявила сбор, чтобы написать учебник по сексу для подростков. КАДР ИЗ ВИДЕО

Ради написания учебника Никонова оставила официальную работу и теперь планирует на миллион с лишним жить на съемной квартире и оплачивать услуги иллюстратора, редактора и корректора для будущей книги. Свою деятельность Татьяна назвала секс-просветом. В книге она хочет научить подростков не только получать удовольствие, но и научиться говорить нет, то есть держать свои границы. В итоге собрать нужную сумму ей удалось меньше чем за неделю, а деньги, по ее признанию, все еще продолжают поступать. Успех только увеличил просветительские аппетиты Никоновой: теперь она просит в Интернете деньги на лекции и создание специального раздела для родителей в своем блоге. Выпустить учебник Татьяна обещает в сентябре 2018 года. Первоначально он задумывался только как электронное издание, и Татьяна планировала его раскидать по пабликам ВКонтакте. Теперь же заявила, что проектом заинтересовалось несколько издательств. Назревает вопрос, почему же нельзя было сразу пойти с предложениям в издательства. Ответ на него простой: никакое издательство не даст миллион рублей без договора и предоставления хоть каких-то наработок. А через краудфандинг Татьяна собрала более миллиона, лишь показав обложку будущего учебника и ни одной готовой главы.

Разумеется, и этот проект бурно поддержали феминистки всех рангов и мастей. Конечно, у Никоновой есть секс-блог, но он как-то не очень предназначен для подростков. Основной темой как блога, так и статей в различных изданиях у Татьяны всегда были секс-игрушки и, в частности, вибраторы. Например, она подробно описывает свой первый вибратор в виде поросенка. Это, конечно, ее право, но попробуем отзеркалить ситуацию, представив, что существует некий автор-мужчина, который ведет блог о резиновых женщинах и искусственных вагинах, а потом вдруг заявляет, что желает написать книгу об отношениях и научить им подростков. Сдается мне, что феминистки первые бы подняли его на смех.

И еще интересная деталь: как и Екатерина Романовская, Татьяна Никонова приняла участие во флешмобе #ЯНЕБОЮСЬСКАЗАТЬ. Более того, ее откровение стало, пожалуй, самым скандальным. По словам Татьяны, ее насиловали много раз, начиная с 19 лет. А после того как она стала жертвой группового изнасилования, ей пришлось покинуть родной город. Кроме того, Татьяна уверяет, что несколько раз подвергалась сексуальному преследованию на работе. Вот лишь одна из цитат из данного признания: «В Тель-Авиве тусовала с московскими друзьями и согласилась на выпивку только при условии, что они не дадут никому меня увести. Они, конечно, забили, я ушла с красивым молодым афганцем. Мы с ним гуляли по улицам, пока он не засунул меня в какую-то подворотню. Мы даже не целовались. Я испугалась и убежала, он гнался за мной, я не успела закрыть дверь в подъезд — он сунул ногу в дверь. Я заорала, смогла запереть дверь только после того, как он в испуге ногу отдернул».

Довольно странно, что подростков берется учить беречь свои границы человек, который никак не может сберечь свои. Однако в этом и есть главная опасность краудфандинга — здесь любой может провозгласить себя экспертом или гуру.

Как известно, краудфандинг основан на идее прямого контакта между исполнителем проекта и тем, кто в нем заинтересован, без посредников в виде издательств, лейблов и т.д. В этом сила метода и его слабость. Сила в том, что это просто, общедоступно, дешево и помогает продвинуть любую рискованную идею, за которую побоятся браться респектабельные конторы. Слабость — что исполнитель проекта не всегда профессионален в том, за что взялся, и запросто может сделать халтуру или просто не выполнить свои обещания.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Владимир БЕРХИН, руководитель благотворительного фонда:

— Если говорить о юридической ответственности, то, по большому счету, между акционерами и исполнителем проекта нет прямых обязательств. У краудфандинговых площадок есть встроенные защитные механизмы от халтурщиков и халявщиков: внутренняя экспертиза и требование вернуть деньги жертвователям, если на момент окончания сборов собрано менее половины требуемой суммы. Но это не гарантирует, что все проекты будут реализованы, а лишь отсекает наиболее ленивых и слабо подготовленных сборщиков. Если вы сдали деньги, а продукта дождаться так и не удалось, остается только раздувать скандал. Я не слышал о судебных делах такого рода в России, и мне сложно представить их перспективу. Здесь та же проблема, что и в благотворительности: каждый конкретный «акционер» вложил так мало, что не из-за чего огород городить, проще плюнуть.

Ирина БОРИСОВА, пиар-менеджер краудфандинговой платформы:

— Краудфандинг не работает по принципу интернет-магазина, т.е. сделал заказ, сразу же получил его. Некоторые продукты требуют времени на изготовление, особенно если это касается производства. Серьезный, качественный продукт (фильм, альбом, книга, гаджет) требует времени. К сожалению, иногда на это уходят годы. Например, акционеры одного популярного телеспектакля, на который собирали деньги на нашей платформе, ждали продукт два года и дождались. Бывают разные причины, по которым процесс затягивается. Если такое случается, мы как платформа делаем предупреждение автору, обычно это ускоряет процесс. Изначально мы заключаем с каждым автором договор, по которому он обязуется выполнить все обещания в рамках крауд-проекта, то есть выдать все вознаграждения донаторам. Прецедентов, когда автор не выполнял свои обязательства и дело доходило до суда, у нас еще не было.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27508 от 29 сентября 2017

Заголовок в газете: Игра на доверии: не задушишь, не убьешь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру