Почему английский роман «Убить президента» боятся печатать в США

Автор беллетристики оказался «провидцем»

В конце января этого года колумнист либеральной английской газеты «Гардиан» Джонатан Фридленд передал своему издателю рукопись романа-триллера «Убить президента». Это произошло через 72 часа после того, как Дональд Трамп принес клятву главы государства в США и за восемь месяцев до того, как обмен репликами между Трампом и президентом Северной Кореи Ким Чен Ыном возродил видения ядерного апокалипсиса.

Автор беллетристики оказался «провидцем»
Фото: Matt H. Wade.

В июне триллер Фридленда вышел в свет в Британии. Критики немедленно провозгласили автора новым Нострадамусом-предсказателем. Сюжет романа подтверждает такое сравнение. Вот его краткое содержание. После «обмена любезностями» с северокорейским диктатором президент США готовится начать ядерную войну против Пхеньяна. Охваченные вполне понятным ужасом, два сотрудника Белого дома устраивают заговор с целью убийства своего президента. Подражающий Муссолини главный помощник президента сколачивает армию из расистов, которая пытается расправиться с иммигрантами из латиноамериканских стран где-то на юго-западе США. Совпадения касаются даже мелочей. Так, старшую дочь президента величают не иначе как «принцессой».

Критики с юмором просят «Нострадамуса»-Фридленда сообщить им, какие номера им следует избрать в предстоящей лотерее.

Однако, в своем большинстве критики, включая сторонников Трампа, обвинили автора в написании «морально отталкивающего» литературного рецепта убийства реального президента США Дональда Трампа. «Ненавидящий белых журналист Джонатан Фридленд написал слегка завуалированную фантазию об убийстве, цель которого Дональд Трамп, — говорится в статье «Altright.com, которая обвиняет заодно автора в «этническом национализме», мультикультуризме и либерализме. — Издание и реклама его романа являются симптомами болезненной и продажно культуры».

В какой-то степени автор этих строк прав. Книга Фридленда часть нарастающего культурного течения, жонглирующего идеями убийства президента Трампа. Это течение захватило многих либеральных деятелей культуры — художников, писателей, кинорежиссеров. Фридленд пишет, что такое течение продиктовано скорее необходимостью «катарсиса» и восстания против мира «опрокинутого кувырком», чем «намерениями убить кого-то».

Об атмосфере, царящей в современном западном культурном сообществе, свидетельствует и такой факт. Недавно известный киноактер Джонни Депп был подвергнут строгой критике со стороны Белого дома за то, что, выступая на фестивале в Гластонбэри, юго-западная Англия, он произнес такую фразу: «Когда это было в последний раз, чтобы актер убивал президента?» (Намек на убийство Авраама Линкольна актером Джоном Уилксом Бутом.)

Комедийную актрису Кэти Гриффин чуть было не загрызли за то, что в одном из своих постов она позирует с отрезанной головой президента Трампа. Наконец, следует упомянуть о постановке шекспировского «Юлия Цезаря» в Нью-Йорке для Центрального парка. Она вызвала гневный «отлуп» со стороны республиканцев. Видите ли, прическа Цезаря была точной копией знаковой прически Дональда Трампа!

Опасаясь нападок со стороны ультраправых, десять американских издателей отказались от публикации книги Фридленда в США. По словам литературного агента автора Джонни Геллера, не помогла даже «прополка» названия романа. (Был предложен такой вариант: «Заговор против президента». Но никто на эту уловку не клюнул. — М.С.)

Впрочем, американские издатели отказались печатать не только роман Фридленда «Убить президента», но и небольшую повестушку «Pussy», написанную Говардом Джекобсоном, лауреатом Букеровской премии. В «Pussy» речь идет о ленивом принце — любителе реалити-шоу на ТВ. Принц, еще будучи мальчиком, мечтает спать с проститутками и стать римским императором. В «Pussy» Трамп едва проглядывается. И тем не менее… Как пишет Геллер: «Коммерческие взгляды этих издателей состоят в том, что люди живут этим, однако, не имеют в своих головах места для чтения всего этого. Издатели явно страдают отсутствием смелости и воображения».

Сам Фридленд доказывает, что «Убить президента» это беллетристика. Его намерения состоят в том, чтобы поставить «колючие моральные вопросы» перед высокопоставленными сотрудниками Белого дома, топгай которого бесшабашно движется к глобальному разрушению. Чем больше растет тревога по поводу того, что президент и вымышленный и настоящий может заняться «ядерным футболом», тем глубже автор романа погружается в конституционные лазейки, имеющиеся у властей предержащих, чтобы придержать и даже подвергнуть импичменту хозяина Белого дома, объявив его «душевно неспособным». Однако литературные герои избирают совершенно иной метод, а именно убийство президента.

«Моральная головоломка» заговорщиков излагается устами героини романа Мэгги Костелло, юридического советника и отпрыска прежней либеральной администрации, которая обнаруживает заговор и пытается предотвратить его, но остаться при этом «на правой стороне истории». (В смысле, «наше дело правое». — М.С.) «Независимо от того, как сильно вы ненавидите этого человека и, о Боже, имеются все резоны ненавидеть его, это (убийство. — М.С.) не тот путь, идя по которому можно избавиться от него. Вы разрушите тем самым демократию, чтобы спасти ее», — говорит заговорщикам героиня романа.

«Убить президента» — пример возрождения жанра политического триллера в эпоху Трампа. Так считает Фридленд. Этот жанр, говорит он, обычно процветал в годы глубокого национального невроза и неуверенности. Он — знак времени, которое экс-президент Билл Клинтон вместе со своим соавтором виртуозом триллеров Джеймсом Паттерсоном явил на свет, знак времени, продиктовавший телеканалу Эй Би Си показ истории некоего мало что значащего министра, который становится президентом после того, как реальный президент и его конституционные наследники погибают в ходе террористического налета на Капитолий. (Триллер Эй Би Си имел огромный успех у зрителей.)

Жанр политического триллера испытал время своего расцвета в 1970 году — в эпоху Вьетнамской войны и Уотергейта, когда, по словам Фридленда, вера в правительство сильно заколебалась. Именно в те годы вышла в свет книга Фредерика Форсайта «День Шакала», в которой рассказывается о попытке ликвидировать президента Франции Шарля де Голля. Именно в те годы стал шлягером кинофильм «Три дня Кондора». Герой картины сотрудник ЦРУ находит убитыми всех своих коллег по работе и пытается раскрыть причину этого заговора. «Сейчас, как и тогда, старые добродетели потрясены до самых своих основ, и вами овладевает чувство неверия во власть. Люди ищут перила, уцепившись за которые можно устоять, и романы предоставляют им эти перила», — говорит Фридленд.

Автор прекрасно знает атмосферу своего триллера. Он работал вашингтонским корреспондентом «Гардиан» в годы президентства Клинтона и писал о президентских выборах 2016 года. Он отлично владеет пониманием тщеславия, охватившего американскую столицу в эти периоды ее истории.

В романе Фридленда сотрудники Белого дома сбривают себе бороды, когда узнают, что президент относится с недоверием к бородатым людям. Электронная почта составляется с сугубой осторожностью, ибо авторы побаиваются последствий ее последующего опубликования. Один сотрудник Белого дома движением своих пальцев затуманивает окна Ситуационной комнаты. (Реальное технологическое новшество в реальном стратегическом центре Белого дома.

Когда наступает финал триллера, то обнажается вся его неправдоподобностью. Дело в том, что реальные и ежедневные взрывы президента делают невозможным их сатирическое оснащение и воплощение.

Возникает проблема — реальность куда более глубока, чем её беллетристическое изложение, а главное — куда более увлекательна. Это в частности касается эпизодов с расследованием российского вмешательства в президентские выборы 2016 года, когда сотрудники Белого дома и министерства юстиции лишаются своих должностей с быстротой участников знаменитого трамповского телешоу «Ученик», которым Трамп объявляет: «Вы уволены!» Причем сам президент как бы иммунизирован от пародий на него.

Вот почему один из читателей триллера «Убить президента» пишет о том, что куда увлекательнее листать ежедневно газету «Вашингтон пост». С этим трудно не согласиться.

Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру