«Афганский заход»: зачем летчики и десантники провели масштабные совместные учения

Такие маневры - «повторение незаслуженно забытого прошлого»

25 октября под Ульяновском наши войска брали штурмом захваченный террористами аэропорт. И надо сказать, у боевиков не было не единого шанса - тридцать Ил-76, 2500 десантников, штурмовики, бомбардировщики. Настоящие боевые действия, с той разницей, что боевики условные, а штурм и высадка - учебные. На сегодняшний день это - самые масштабные совместные учения ВДВ и Военно-транспортной авиации (ВТА) ВКС в современной истории.

Такие маневры - «повторение незаслуженно забытого прошлого»

В армии октябрь - это месяц итоговых учений. Условно говоря, именно сейчас каждый из родов и видов войск сдаёт своеобразный экзамен. И я поехала "принимать" его у ВДВ и ВТА ВКС в Ульяновск. Военно-транспортная авиация — неотъемлемая часть ВКС. Одна из задач ее — десантирование частей ВДВ, поэтому такие совместные учения направлены на отработку взаимодействия этих двух родов войск.

Готовиться к учениям начали загодя. 30 самолётов Ил-76 и 10 Ан-2 подняли в воздух и перебросили на три аэродрома в Краснодарском крае. Здесь в них загрузилось более 2500 десантников, которых предстояло перебросить под Ульяновск.

...На полигоне холодно, но почти безветренно. Небо то проясняется, то опять заволакивает свинцовыми тучами. Для десантирования отсутствие ветра огромный плюс - никуда не снесет.

На нашей первой точке десантники будут брать опорный пункт террористов. Это комплекс зданий, окружённый забором. Пункт должен быть захвачен, а террористы выбиты и уничтожены. Высадка будет происходить из Ан-2. Кстати, это - один из самых старых типов самолётов, стоящих на вооружении. Его разработали ещё в 1947 году и с тех пор "кукурузник" служит верой и правдой. В каждом Ан-2 около 20 десантников. Замечаю, что у половины из них - привычные глазу большие белые парашюты, а вот вторая партия использует уже какие-то меньшие по площади "купола" темно-серого цвета.

- А почему у одних белые парашюты, а у других серые?

- Серые - это новые парашюты. Называются они "Арбалет". Используют их силы специального назначения, — рассказывает врио заместителя командующего ВДВ по воздушно-десантной подготовке Михаил Осипенко.

- А чем они от привычных Д-6 или Д-10 отличаются?

- Они более маневренные. Если на обычных Д-6 ты, где из самолёта десантировался, то примерно там же и приземлишься, то на «Арбалетах» десант можно выбросить за 20 километров до предполагаемого места приземления. Десантник, управляя таким крылом, долетит до нужной точки.

- И управлять им, наверно, сложнее?

- Конечно. Перед обучением десантник должен иметь 25 прыжков с Д-6 и Д-10. А потом ещё 2 месяца будет учиться управлять «Арбалетом».

Пока мы беседуем, у базы террористов уже начинается бой. Несколько взрывов у стены, автоматные очереди. В какой-то момент половину комплекса зданий заволакивает дым. Проходит буквально несколько минут с момента высадки десанта и вот уже опорный пункт под их контролем. Но эта операция - только начало. Теперь мы перемещаемся ближе к аэродрому «Ульяновск Восточный». По сценарию он захвачен террористами и теперь силами ВКС и ВДВ его нужно освободить. Сначала место проведения операции необходимо зачистить от боевиков. Поэтому бомбардировщики Су-34 имитируют удар по группам террористов.

- Если Су-34 реально тут нанесут удар, то от этого поля мало что останется, - комментирует стоящий рядом полковник ВКС.

Зону высадки в небе «мониторят» перехватчики МиГ-31. Их задача - отслеживать все неопознанные объекты и уничтожат их, будь то самолёт противника или ракеты всех типов. Перед высадкой основного десанта два Ил-76 «выбрасывают» группу наведения - около 200 человек.

Даже такое количество выглядит в воздухе впечатляюще. К слову, площадка для десантников незнакомая. Все как в жизни.

- А что если стропы запутаются? - спрашиваю я у Михаила Осипенко.

- Тогда запутавшиеся стропы режут, - объясняет он. - А вообще ещё на земле операцию точно рассчитывают так, чтобы никто друг другу не мешал. Но десантник должен быть готов к любым ситуациям.

Задача у группы наведения - подготовить зону высадки для основного десанта. Но приземлившиеся бойцы отстёгивают парашюты и начинают их аккуратно укладывать.

- Неужели в реальной боевой обстановке тоже будут собирать парашюты? - удивляюсь я.

- Конечно нет. Там отстегнул и побежал, - говорит Осипенко, внимательно наблюдая за своими подчиненными. - Здесь мы немного упрощаем задачу. В реальной боевой обстановке они будут высаживается на заранее зачищенную территорию. Потому что иначе какой смысл в том, чтобы десант расстреляли еще в воздухе? А там приземлился и побежал выполнять боевую задачу.

Но вот на горизонте появляется первая пара Ил-76. А за ними — еще и еще.

Начинается первый заход. Десант из 18-ти самолетов высаживается за 7 минут. Первые 1000 человек зависают в воздухе. Кажется, что все небо в этих парашютах. Сначала была идея посчитать их, но я быстро сбилась и оставила эту мысль. Ветра почти нет. Поэтому если бы не стрельба в отдалении, то выглядело бы это все весьма умиротворяюще.

Самолёты летят в плотном строю - очень чётко и выверено.

Уже после полета подполковник Сергей Волошин, командир эскадрильи, рассказал, что командовал замыкающим бортом — в его зоне ответственности был контроль за всем боевым порядком.

- Если кто-то отстает или уходит с курса, то именно замыкающий поправляет экипажи. Грубо говоря, мы и есть глаза всего боевого порядка, — пояснил он.

Вот и второй заход, ещё 1000 человек. Просто невероятно, как можно скоординировать такое количество бойцов. Каждая пара Ил-76 уже после десантирования опять отстреливает тепловые ловушки. Ведь условно мы на территории противника, и есть вероятность применения переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Когда наконец все на земле и прибыли в условные точки, можно считать, что этот этап завершился. Аэропорт наш.

После этого отрабатывается последний эпизод - посадка 20 Ил-76 (ещё 10 самолётов ушли на базу под Иваново). Казалось бы, что тут сложного, но садится будут "афганским заходом". Из названия понятно, где впервые отработали такой способ посадки. Чтобы сократить время пребывания в воздухе и тем самым снизить вероятность того, что самолёт будет подбит, лётчики буквально пикируют на посадочную полосу. До последнего самолёт идёт на посадку, не задрав нос и сбрасывая скорость, а наоборот резко опустив. Перед заходом - отстрел тепловых ловушек, на случай если все-таки противник решит применить ПЗРК. Самолет выполняет маневр на пределе возможностей - максимальная скорость снижения, максимальный крен при развороте. Ровно две минуты проходит с момента, как самолет показывается на горизонте до того, когда его шасси соприкасаются с посадочной полосой. И каждый раз удивляешься мастерству пилотов, которые сажают эту 210-тонную машину, выводя ее практически из пике.

Наконец, последний Ил приземлился, учения на этом можно считать завершившимися.

Командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов отметил, что состоявшиеся учения, подобных которым в современной истории не проводили, это все же дань незаслуженно забытому прошлому.

- Сказать, что это первые или уникальные учения, наверно, будет неправильно из уважения к тем, кто создавал транспортную авиацию, к тем, кто учил нас, - заявил он. — Все, что происходило сегодня — это повторение того незаслуженно забытого прошлого.

- В целом, вы довольны тем, как все было отработано?

- Не может быть наверно все без замечаний, но я могу ответственно сказать, что сегодня ВТА находится на крыле, в экипажах много молодых специалистов, которые способны выполнять боевые задачи, - сказал Бенедиктов.

Михаил Осипенко тоже остался доволен результатом.

- Какую оценку поставите бойцам?

- Оценка однозначно «отлично»!

Ульяновск.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27538 от 3 ноября 2017

Заголовок в газете: «Афганский заход» и 2500 десантников

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру