«Секрет долголетия: человек должен постоянно что-то делать»

В свои 100 лет Михаил Дмитриевич Безбородько продолжает обучать курсантов Академии МЧС России

Защищать и любить Родину можно по-разному. Можно с автоматом в руках отстаивать ее рубежи, а можно воспитывать тех, кто в мирное время будет спасать наших граждан. Михаил Дмитриевич Безбородько был и защитником Отечества, и наставником. 7 ноября ему исполнилось 100 лет, но он и поныне читает лекции студентам и преподает.

В свои 100 лет Михаил Дмитриевич Безбородько продолжает обучать курсантов Академии МЧС России

К Академии государственной противопожарной службы МЧС России нужно подъехать заранее, предупредили коллеги и ученики Безбородько, потому что Михаил Дмитриевич — человек ответственный и пунктуальный, и в окружающих людях это ценит. «На лекции всегда немного заранее приходит», — рассказали мне.

— Как? В 100 лет — и лекции читает?! — не сдержала я удивления.

— А как же! — говорит его бывший ученик, заместитель начальника академии Михаил Алешков. — Да он и сам все расскажет. Но вот я отмечу, что, заходя на некоторые лекции, вижу, как курсанты дремлют, а у него никто не спит. Он может часами увлекать слушателей…

Михаил Дмитриевич приехал, как и предупреждали, даже раньше, чем была официально запланирована встреча.

Его история — это история целой страны.

— Мать рассказывала, что когда я родился, за окном уже стреляли… — говорит он.

Звучит это из его уст вроде очень просто, но ведь, если вдуматься, — век прошел!

— Родился я в Москве, но потом мы переехали в Черниговскую область. Там я пошел в школу. Земли у нас своей не было, поэтому отец зарабатывал на жизнь тем, что учил крестьянских детишек разным ремеслам, — рассказывает Михаил Дмитриевич.

— Вы после нескольких начальных классов переехали в Луганск за отцом и пошли в третий класс...

— Третий и четвертый классы я окончил с «тройками», — немного виновато улыбается Михаил Дмитриевич. — А вот потом взялся за учебу: уж больно стыдно стало. Больше всего я любил астрономию, физику знал. И поступил в Индустриальный институт, на электромеханический факультет.

Карьера преподавателя началась для него еще на втором курсе. Денег не хватало, вот и пошел Михаил Дмитриевич работать в школу — преподавал рисование и черчение вплоть до окончания института. Уже тогда он рассказывал так, что не только ученики слушали его, а даже старшие коллеги исключали из своих предметов какие-то разделы, потому что «Михаил Дмитриевич рассказывает лучше». После окончания института он устроился работать на шахту. И проработал там до 22 июня 1941 года.

— Когда я в то утро услышал, что началась война, то выбежал во двор, а там шахтеры играли в домино… Мне никто не поверил сначала, ведь мы были уверены, что границы наши — на надежном замке, — вспоминает он.

Профессор подготовил 40 адъюнктов и 3 докторантов.

Призвали Михаила Дмитриевича в июле 1941-го и отправили на курсы танкистов. Так и прошел он всю войну в бронетанковых войсках.

— Мы стояли под Кривым Рогом. А там местность ровная, не спрятаться. Снаряды свистят, но мы уже знали, что если свистит, то не попадет: «свой» не услышишь… Только вот мы-то кое-как за броней спасались, а пехота — нет. Выбрались мы из машины, залегли в небольшую воронку. Немцы в нашу сторону открыли шквальный огонь. Пехоте надо бы окапываться, а там головы не поднять… Командир роты кричит нам: «Помогите, танкисты!» Ну, мы и бросились к ним. Организовали, взбодрили… В итоге рота была спасена, — рассказывает Михаил Дмитриевич. — Самое сложное в этом было — заставить людей не бояться. Страх ослепляет. И нам в тот раз это удалось.

Несмотря на все ужасы войны, были у командира танка Михаила Безбородько и комические случаи.

— Как-то раз решили мы с командиром по технической части поменять масло в танках. А процесс это небыстрый, да и местность открытая — замаскироваться нечем. И только мы масло слили, как показался «мессер». А у них какое правило: разбомбил, дым увидел, сфотографировал — и награда готова. Кстати, у нас с этим было сложнее: нужно было убедиться, что противник уничтожен, да еще и свидетелей найти. Так вот, этот спикировал, мы попрятались и думаем: «Ну все, нет больше танков». Сбросил он бомбы, дым повалил. И пошел на второй круг — фотографировать… А когда улетел, мы увидели, что танки целы, а танкисты вылезли из машин, смеются. Оказалось, что все бомбы упали мимо, а наши бросили дымовую шашку — обманули немца…

В 1944 году Михаил Дмитриевич вместе с двумя сотнями офицеров приказом Верховного главнокомандующего И.В.Сталина был отправлен в Академию бронетанковых войск, где и встретил окончание войны.

— Сейчас очень важно не забывать, какой ценой нам далась победа. Помнить тех, кто не вернулся домой, кто прошел всю войну, тех, кто обеспечивал фронт… Ежегодно курсанты Академии ГПС МЧС России принимают участие в раскопках в местах ожесточенных сражений, ухаживают за могилами солдат и офицеров, — с гордостью рассказывает Михаил Дмитриевич.

— А как же получилось, что вы перешли в пожарную охрану? Вроде сам Бог велел остаться в танкистах?..

— Еще в Академии бронетанковых войск я получил степень кандидата технических наук, защитил диссертацию, а к 1970 году уже получил доктора технических наук. По выслуге лет был из армии уволен, но вот работу бросать не хотелось. Преподавать мне нравилось еще со студенческой скамьи. И вот тогда я принял решение перейти в МВД, в структуре которого на тот момент была пожарная охрана.

По сегодняшний день Михаил Дмитриевич Безбородько проводит большую учебную и воспитательную работу среди курсантов и слушателей академии.

Мне пришлось выучить всю технику пожаротушения, разобраться с машинами, технологиями взаимодействия пожарных расчетов. В общем, в итоге я стал начальником кафедры пожарной техники в Высшей инженерной пожарно-технической школе МВД России — ныне Академии ГПС МЧС России, где и работаю до сих пор.

Вообще не верится, что человек в таком возрасте преподает. Но, по словам бывших и нынешних учеников, Михаил Дмитриевич не просто учит — он воспитывает новое поколение пожарных. За все время своей службы он, можно сказать, вырастил более 40 кандидатов наук, написал около 300 научных статей, несколько учебников. На его счету — 15 изобретений, а под его руководством была разработана лучшая пожарная машина, предназначенная для тушения пожаров при низких температурах, «СПА-Север».

— Хотелось бы побольше читать лекций, но мне тяжеловато уже. Я все же должен какое-то время отдыхать… — немного грустно замечает Михаил Дмитриевич.

— Вы столько лет уже преподаете, и вам легко сравнить. Ученик сейчас — умнее, чем был, или нет?

— К нам приходят люди после 11-го класса средней школы, которые только что сдали ЕГЭ. И, по моим наблюдениям, их уровень подготовки ниже, чем у выпускников 60–70-х годов. Пробелы в образовании сказываются на всем учебном процессе. По моему мнению, учить сейчас стало значительно труднее, чем раньше.

— Какие качества вы воспитываете у молодого поколения?

— Это хороший вопрос. Нужно воспитывать в человеке мораль и патриотизм. Без первого любые знания могут обернуться во вред. Таких примеров в нашей истории предостаточно. Когда я переходил в пожарную охрану и поступал в Индустриальный институт в Донецке — это были мои самостоятельные решения, остальные я принимал в интересах страны. Так же и с пожарными. Они должны осознавать, что их знания должны характеризовать их приверженность к решению государственных задач по борьбе с огнем и сохранению жизни человека. То есть пожарный — человек государственного мышления. Это и нужно воспитать и привить человеку. А вообще, обучать молодых специалистов — это, можно сказать, пилить сук, на котором сидишь. Вот он, — улыбаясь, указывает Михаил Дмитриевич на своего ученика — заместителя начальника Академии ГПС МЧС России по научной работе Михаила Владимировича Алешкова. В этих словах есть гордость за то, что воспитанник поднялся до таких высот.

— На ваших глазах совершенствовалась техника, постепенно какие-то функции начали выполнять роботы... Вы не боитесь того, что техника заменит человека?

— Мне не хотелось бы, чтобы так получилось. Конечно, уже где-то роботы человека заменяют, мы не можем игнорировать технический прогресс, но и заменить людей полностью невозможно. У человека есть качества, которые нельзя перенести на машину. Мораль, патриотизм… Как научить этому машины? Так не получится.

— Михаил Дмитриевич, а в чем секрет вашего долголетия?

— Да я не знаю, право… Наверное, в работе. Человек должен постоянно что-то делать, главное — не останавливаться. Я каждый день много читаю, хоть мне сейчас стало и тяжело это делать, готовлюсь к лекциям. До 80 лет ходил на лыжах, хотя спортсменом себя и не считаю. То, что я постоянно занят, и помогает мне. Да и общение с молодым поколением тоже придает хороший стимул.

Сюжет:

МЧС России во имя жизни 2017

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру