Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова: «Наши студенты готовы перевернуть мир»

Акулы пера XXI века

В этом году на факультет журналистики МГУ было принято рекордное за последнюю четверть века количество студентов. А олимпиада «Покори Воробьевы горы», новый этап которой стартует в ноябре, получила второй уровень в Российском совете олимпиад школьников. Это значит, что ее победители получат серьезные льготы при поступлении на факультет. С чем связана популярность профессии журналиста, как готовят будущих акул пера и чем живет в наше время легендарный журфак, «МК» рассказала декан факультета журналистики МГУ, профессор, член-корреспондент РАО Елена Вартанова.

Акулы пера XXI века

— Елена Леонидовна, стартовал новый этап олимпиады «Покори Воробьевы горы» по специальности журналистика. Что изменилось в этом году? Какие льготы при поступлении на журфак получат победители?

— В этом году олимпиада «Покори Воробьевы горы» по журналистике получила второй уровень в Российском совете олимпиад школьников. Льготы олимпиад станут известны 1 июня, но по опыту прошлого года можно ожидать, что и победители, и призеры получат серьезные льготы, которые помогут им поступить на факультет журналистики МГУ. В этом году регламент проведения олимпиады для 10–11‑х и 5–9‑х классов полностью совпадает. Последним на выполнение задания отводится так же 7 суток (168 часов), как и старшим школьникам.

— Задания нового сезона будут сложнее, чем прошлогодние?

— По степени сложности задания будут похожи. Но уже в прошлом году они были непростыми, но интересными, направленными на выявление творческих способностей. Это привлекло большое внимание школьников и помогло получить новой олимпиаде второй уровень. Словом, никаких серьезных изменений в заданиях по сравнению с прошлым годом не предполагается.

— В этом году на факультете произошел самый большой набор студентов за последние 25 лет. Как вы думаете, с чем связана такая популярность профессии журналиста?

— Профессия обладает удивительной привлекательностью, это показывает и статистика летнего приема, и количество гостей на прошедшем в октябре дне открытых дверей. У наших абитуриентов по-прежнему масса романтических представлений о профессии: они верят в миссию журналистики, хотят рассказывать людям правду, то, что важно для них. Популярности способствует и развитие Интернета, социальных сетей, где каждый может выступить мультимедийным журналистом, создавая текст, иллюстрируя его фотографиями, дополняя видео.

— Какие они, журналисты будущего?

— В этом году мы приняли более 400 первокурсников. За два месяца мы успели с ними познакомиться и понять, что они любознательные, увлеченные, креативные и амбициозные. Они всегда хотят быть в курсе всего на свете. Многие уже сейчас начинают работать в журналистике, у них есть четко определенные планы на будущее: где и с кем сотрудничать, о чем писать, как пробовать свои силы в профессии. Первый курс, на мой взгляд, это такая огромная команда очень талантливых и воодушевленных студентов, которые еще не до конца поняли себя, но уже готовы перевернуть мир.

— Соответствует ли наше современное журналистское образование европейским стандартам?

— Сегодня журналистское образование повсюду — и в России, и в Европе, и в США, и в азиатских странах — претерпевает большие изменения. В российских и зарубежных школах журналистики модернизируются практические курсы, изучающие приемы, инструменты, методы журналистской деятельности. Вводятся предметы по мультимедийным технологиям, рассматриваются новые жанры, в которых журналисты вчерашнего дня еще не работали. Надо подчеркнуть: мы не только идем рядом со своими коллегами, но и в чем-то их опережаем. Взять хотя бы нашу мультимедийную студию, которая технически соответствует телевизионной студии небольшого областного центра, или обновленную радиостудию, которая в этом году полностью перешла на цифру и работает на программных пакетах лидеров радиоиндустрии. С другой стороны, отечественное журналистское образование сохраняет своеобразие: оно литературо- и текстоцентрично, и мы по-прежнему учим своих студентов писать тексты красивым русским языком. И этому, как показала наша недавняя конференция Европейской ассоциации журналистского образования, у нас хотят поучиться коллеги из Европы.

— Как проходит практическая часть обучения будущих акул пера?

— На факультете много траекторий обучения журналистике. Все студенты под руководством преподавателей выполняют редакционные задания, упражнения — пишут новость, берут комментарий по телефону, проверяют информацию. Многие занятия проходят как деловые игры, студенты создают breaking news, учатся себя вести в режиме жестких дедлайнов, осваивают методики поиска информации. На факультете действуют четыре редакции — телевидение, радио, портал «Журналист-онлайн» и бумажная газета «Журналист». В них студенты публикуются еще до того, как выйдут на практику в большие медиа. Наконец, это практика в СМИ: как в московских, так и в региональных. В конце обучения во время государственного экзамена студенты представляют на суд комиссии, в составе которой не только преподаватели, но и работодатели, свое творческое досье.

— Какие направления, специализации в этом году были самыми популярными на журфаке?

— Сегодня на факультете можно учиться по девяти индустриальным и восьми тематическим специализациям-модулям. Наибольшей популярностью у студентов пользуются модули, которые отвечают на актуальные запросы медиаиндустрии. Это телевизионная журналистика, медиабизнес, интернет-журналистика, художественная культура в СМИ, международная журналистика, журналистика стиля жизни. Выбор профессиональных модулей осуществляется на конкурсной основе, поэтому на наиболее востребованные модули попадают самые мотивированные студенты, которые отбираются по результатам специального тестирования.

— В данный момент журфак позиционирует себя как факультет, открытый для всех. Что входит в это понятие?

— Мы открыты для всех в том смысле, что делимся самым ценным — знаниями. Летом журфак уже три года подряд проводит лекции в парке Горького и на ВДНХ. Наши преподаватели и выпускники рассказывают всем желающим о журналистике, медиа, литературе, фотожурналистике. Популярность летних образовательных программ побудила нас организовать зимний лекторий и пригласить всех заинтересованных москвичей и гостей столицы на период холодов к нам на Моховую, 9. Так, 25 ноября в 13.00 мы откроем курс лекций по фотожурналистике. В рамках курса признанные мэтры фотожурналистики, преподаватели факультета поделятся секретами мастерства. Факультет активно работает со школами: ежегодно проходят летняя школа учителей, фестиваль школьных СМИ, студенты журфака в составе педагогических отрядов организуют выездные занятия по медиаграмотности в школах Москвы, три раза в год мы проводим дни открытых дверей с различными интерактивами и мастер-классами для всех возрастов. Для старшеклассников работают школа юного журналиста, медиашкола. На факультете представлены программы профессиональной переподготовки, в рамках которых люди, уже имеющие высшее образование, могут освоить новую профессию. Думаю, что на журфаке каждый найдет что-то интересное для себя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27545 от 14 ноября 2017

Заголовок в газете: Акулы пера XXI века

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру