Cюрпризы «полюса холода»: обгорелые остовы машин и трупы замерзших людей

Что увидели московские джиперы, отправившись в Оймякон

Одна из главных «страшилок» этих дней, которой кормят публику зарубежные СМИ, – рассказ об аномальных морозах, накрывших Якутию и труднейших условиях для выживания тамошних обитателей. Фото и видео людей с заиндевевшими лицами, с намерзшими на ресницы большими «кораллами» инея, действительно, впечатляют и заставляют радоваться тех, кто избежал такого «презента от Деда Мороза».

Что увидели московские джиперы, отправившись в Оймякон
Фото: Maarten Takens.

Однако среди наших сограждан встречаются экстремалы, которые специально стремятся попасть на «полюс холода» именно на пике зимней стужи. Несколько лет назад, например, трое московских джиперов отправились на внедорожнике в Оймякон, чтобы отметить там Новый год.

Столь оригинальную идею «сгенерировал» давний энтузиаст и признанный мастер трофи-рейдов Павел Разин. Он и стал руководителем экипажа, в который кроме него вошли еще Евгений Беляев и Евгения Ледовая.

«В общей сложности наш маршрут из Москвы до «полюса холода» и обратно растянулся на 22 тысячи километров и на преодоление его ушел целый месяц», – рассказал Павел корреспонденту «МК».

По словам Разина, со столь серьезными и опасными трудностями трофи-рейда он за свою предыдущую автомобильную практику не сталкивался. И основные проблемы создавал именно запредельный холод.

Зима сибирская всерьез дала о себе знать еще на дальних подступах к Оймякону, – на БАМе: столбик градусника «съежился» до минус 47-ми.

«Наш «крутой» импортный внедорожник оказался попросту не рассчитан на такую холодрыгу: сразу вышли из строя обогреватели в кабине. Пришлось брать зубило, пробивать в днище джипа дырку и выводить через нее воздухозабор для обогревателя в салон.»

И другая особенность поджидала авто-путешественников в царстве Деда Мороза. Большими неприятностями могла обернуться каждая более ли менее продолжительная остановка в пути. Буквально за час-полтора такого стояния машины неподвижно на морозе ее шины «коченели», приобретая при этом вдобавок специфическую – заметно треугольную форму. На стук по ней гаечным ключом или монтировкой замерзшая резина отзывалась стеклянным звоном, а при попытке резко тронуть джип с места запросто могла разлететься на куски.

Но если к упомянутым проблемам джиперы сумели приноровиться, то еще один сюрприз сибирского севера мог оказаться фатальным.

«На морозе стала застывать солярка, – вспоминал потом Разин. – Пришлось воспользоваться «ноу-хау» местных якутских водителей: днище машины там, где расположен топливный бак, прикрыли слоем брезента, благодаря чему неплохо изолировали его от доступа холодного воздуха. Но вот другой, более радикальный способ борьбы с замерзанием солярки, которым поделились аборигены, оказался для нас непригоден. Нам советовали в случае наступления самых сильных морозов периодически прогревать бак снаружи при помощи паяльной лампы. Однако у импортного джипа топливный бак был сделан не из металла, а из пластмассы. Узнав об этом, якутские водилы искренне удивлялись: «Что эти европейские конструкторы с ума сошли?»

Между тем натиск «расшалившегося» сибирского Дедушки Мороза все усиливался. Термометр ушел за отмету минус 50 градусов и продолжал фиксировать дальнейшее усиление холодов. При такой стуже солярка катастрофически теряла свою текучесть, отказываясь питать дизель. Внедорожник, теряя мощность, полз по дороге с черепашьей скоростью. Кончилось тем, что когда до заветного «полюса холода» оставалось уже всего около сотни километров, а до наступления нового года – несколько часов, температура «за бортом» упала до минус 58 градусов, и двигатель машины окончательно скис.

«Чувствую: вот-вот заглохнет. А тогда ситуация будет критическая. На чью-то помощь рассчитывать не приходится. Вокруг – безлюдье, а зимой по автотрассе «Колыма» и в обычные-то дни проходит по 2 – 3 машины, а тут Новый год!.. Как нас инструктировали джиперы еще в Якутске, пытаться самостоятельно «реанимировать» двигатель на таком морозе бесполезно. Не стоит, по их словам, также пытаться найти и нарубить дров, чтобы разжечь костер: во время таких поисков можно запросто замерзнуть насмерть. Поэтому местные водители при аварийной остановке на безлюдном участке трассы жгут покрышки авто. Одна от легковушки или джипа горит около 40 минут, на внедорожнике с учетом запасок их всего шесть... Еще около часа можно греться, если поджечь сам автомобиль. В общем, хватит такого спасительного обогрева часа на четыре. Если за это время никто мимо не проедет, значит – печальный финал у вашего путешествия... По рассказам аборигенов, в здешних местах нередко находят на обочине обгорелые остовы машин и рядом с ними – превратившихся в ледышки людей с абсолютно черными от сажи лицами…»

К счастью Павел и его товарищи избежали столь печальной участи. Их джип все-таки смог протянуть еще пару километров, и путешественникам повезло добраться до какой-то базы дорожных строителей.

На отчаянный стук в ворота выглянул хмурый человек, сразу оценил ситуацию и без разговоров протянул москвичам ключ от отапливаемого ангара, где стояла строительная техника: «Грейтесь!» В итоге Новый год эти трое экстремалов встретили среди бульдозеров и самосвалов в компании сторожа и истопника.

«Праздник новолетия получился воистину «эксклюзивный». И угощение было под стать: «леденцы» из замерзших напрочь коньяка и шампанского, а на закуску – красная икра и рыба...»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру