В России создали клуб особых городов «Серебряное ожерелье»

В Санкт-Петербурге 12 населенных пунктов, музеев и монастырей получили свидетельства участников нового проекта

Задачу разработать проект в 2012 году поставил глава государства Владимир Путин, поручив создать на Северо-Западе России общенациональный туристский проект. В 2013-м началась активная проработка этого вопроса. И вот, спустя всего 5 лет, «Серебряное ожерелье», как младенец, появилось на свет.

В Санкт-Петербурге 12 населенных пунктов, музеев и монастырей получили свидетельства участников нового проекта
Одним из первых участников проекта "Серебряное ожерелье России" стал город Вологда. Фото: 33strausa.ru

- В основе этого проекта лежит идея сохранения, популяризации нашего богатейшего исторического и культурного наследия, и вовлечение его в туристический оборот. Совместно с профессиональным сообществом и профильными министерствами регионов Северо-Запада нами была проделана работа по проектированию новых маршрутов, программ, разработана концепция проекта, логотип, фирменный стиль, действует тематический интернет-ресурс, — сообщил, открывая торжественное мероприятие, Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

Теперь перед участниками проекта стоит задача, сделать «Серебряное ожерелье» таким же популярным и узнаваемым туристическим маршрутом, как «Золотое кольцо». Первыми членами нового проекта, который министр назвал клубом особых городов стали: Санкт-Петербург, Вологда, Великий Новгород, Псков, Калининград, Великий Устюг, поселение Старая Ладога, деревня Изборск, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» и Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы». 

Сразу два города Вологодской области вошли в новых туристический маршрут: Вологда и Великий Устюг. На фото (слева направо): мэр города Вологда Сергей Воропанов, начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский и глава Великоустюгского муниципального района Александр Кузьмин. Фото автора.

Все эти населенные пункты, монастыри и музеи не только получили сертификат участника, но и право размещать на своих зданиях специальные таблички, подчеркивающие, что населенный пункт или объект входит в «Серебряное ожерелье России».

Отдых на любой вкус и кошелек

Совершенно не случайно вторым сертификат участника проекта получил город Вологда. Город не только динамично развивается, но и строит глобальные, а главное реализуемые планы развития. «МК» в Питере» выяснил, что сегодня можно увидеть в регионе, на что стоит посмотреть и когда лучше всего приезжать.

По словам начальника Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимира Осиповского, на протяжении последних трех лет ежегодно туристический поток в регион возрастает на 10 процентов. В прошлом году область посетило около 2,550 миллиона человек. Причем примерно 30 процентов – это не проезжающие, а «ночующие» туристы, прибывшие на несколько дней.

- Крупнейшим турпотоком в область обладают Великий Устюг, Вологда, Кирилов, Череповец. Два из этих городов теперь входят в проект «Серебряное Ожерелье». Области и данным городам это даст узнаваемость и все, что связано с экономикой туризма: рабочие места, налоги, как в местные, так и в региональный бюджет, - сообщил изданию Владимир Осиповский. – Важны и межрегиональные взаимодействия. Теперь, согласованно работая с соседними регионами в рамках проекта, мы можем совместно наращивать туристический поток. Вхождение в проект позволит привлечь внимание к Вологодской области жителей Ленинградской и Архангельской области, республик Коми и Карелия. И наоборот – вологжане начнут больше путешествовать по России и Северо-Западу.

По словам чиновника, туристам в области есть, что посмотреть в любое время года. Зимой все активно навещают проживающего в Великом Устюге Деда Мороза (хотя это можно сделать в любое время). Летом в регионе проходят кинофестиваль молодого европейского кино и театральный фестиваль. В любом сезон интересно и воссозданное поселение в Кириловском районе, посетив которое, можно окунуться в русское средневековье. А разветвленная сеть рек раскрывает прекрасные перспективы по развитию круизного туризма.

Путешественники, предпочитающие передвигаться на личном автотранспорте, уже могут оценить комплексы «Баранки». В них можно отдохнуть, перекусить и получить интересную информацию, связанную с Вологодской областью.

В общем, в любой сезон турист найдет для себя что-то интересное. Причем, на любой вкус и кошелек.

«Будущее за событийным туризмом»

О том, как будет развиваться столица области, мы поинтересовались у мэра Вологды Сергея Воропанова.

Министр культуры России Владимир Мединский (справа) поддержал идею мэра Вологды Сергея Воропанова о необходимости развивать событийный туризм. Фото автора

- Сергей Александрович, что дает городу вхождение в этот новый туристический проект? И что еще нужно сделать, чтобы и привлечь, и удержать нового туриста?

- Уверен, что благодаря тому, что город Вологда вошел в программу «Серебряное ожерелье», количество туристов будет лишь увеличиваться. Но, конечно, впереди еще много работы. Нам нужно развивать событийный туризм. И сегодня мы начинаем позиционировать свой город, как «Вологда фестивальная». Мы ориентируемся на проведение различных фестивалей и микрособытий. Согласитесь, не каждому современному туристу интересно просто приехать и посмотреть на архитектуру. Большинству необходимы динамика, драйв, чтобы можно было принять участие в какой-то ярком фестивале. Мы понимаем, чего ждет от нас турист - не только внутренний, но и зарубежный, - и знаем, куда двигаться.

- Большой поток туристов обязывает не только предъявлять какие-то объекты и мероприятия, но и соответствовать требованиям к гостиничной сфере, общепиту и многому другому…

- Сейчас мы разговариваем с отельерами, собственниками гостиниц о необходимости увеличения номерного фонда. Мы знаем, что во время крупных мероприятий, как например, «Голос ремесел», «Голос истории» и других, все гостиничные номера заняты. До этого момента отельеры не видели смысла расширяться, так как в определенные сезоны загрузка гостиниц невелика. Но проводя интересную туристам микрособытия на протяжении года, мы обеспечим равномерную загрузку номеров. Пока что в городе нет ни одной сетевой гостиницы. Но мы работаем над этим вопросом. Уже есть инвестор, с которым мы рассматриваем вопрос строительства гостиницы с привлечением сетевого оператора. Это качественный скачок в области развития гостиничной сферы и туризма. Появление такого отеля позволит привлекать иностранных туристов, которые обычно едут в определённые сетевые гостиницы. Есть, над чем работать. Если динамика – плюс 10 процентов к турпотоку ежегодно – сохранится, гостиничный фонд нужно будет пропорционально увеличивать. Я думаю, что бизнес, как только увидит возможности, мобилизуется.

Ресторанный сервис в Вологде развит достаточно неплохо. Есть рестораны, которые и сегодня высоко оценивают гости из Москвы, Петербурга и зарубежных стран.

- Какие места и события Вы бы посоветовали посетить человеку, планирующему приехать в Вологду?

- Я посоветую посетить фестивали. Один из самых ярких - "Голос ремесел", на который приезжает очень много гостей со всей России и дальнего зарубежья. Это очень необычное и яркое мероприятие. На Кремлевской площади в центре города сосредотачиваются множество интересных людей, можно что-то приобрести в качестве сувенира или самому на мастер-классах сделать что-то своими руками. Ещё один интересный фестиваль – «Голоса истории». В этом году были «Рождественские огни», участниками которого стали 22 региона нашей страны. Я советую приезжать на фестивали. Когда вы сами принимаете участие в чем-то, погружаетесь в атмосферу события, впечатление о нем сохранится надолго.

"Голос ремесел" - один из самых ярких и интересных фестивалей, проходящих в Вологде. Фото: golosremesel.ru

- Какую задачу ставит перед собой город в сфере развития туризма? Ведь всегда нужно к чему-то стремиться…

- Мы не ставим целью увеличение количества туристов. Наша цель – качество. Чтобы турист, прибыв в наш город, чувствовал себя комфортно и проголосовал за Вологду рублем. Сегодня, согласно исследованиям турист готов потратить в нашем городе от 3 до 5 тысяч рублей. Наша задача сделать так, чтобы он был готов потратить в 2 раза больше.

Идею развития именно событийного туризма поддержал министр культуры России.

- Мы работаем в этом направлении. Действительно, событийный туризм в последние годы развивается очень большими темпами. Причем не только в популярных туристических местах, как Петербург, Новгород или Москва. В первую очередь в тех городах и точках, где нужен повод для роста экономики, - сообщил нашему изданию Владимир Мединский. - Подобного рода проекты мы обсуждаем постоянно.

КСТАТИ

В гости к сказке

Еще один город Вологодской области, получивший свидетельство участника межрегионального туристического проекта «Серебряное ожерелье», - Великий Устюг. Большинству он известен, как Родина Деда Мороза. За 20 лет турпоток к Резиденции Дедушки вырос с 3 до 270 тысяч человек в год. За восемь новогодних праздничных дней город с 30-тысячным населением посещает 30 тысяч туристов.

За новогодние праздники резиденцию Деда Мороза посещает около 30 тысяч человек. Столько же живет в самом Устюге. Фото: 12alliance.ru

Недавно здесь стартовал новый проект «Великий Устюг – сказочная столица России». Его цель – объединить всех сказочных персонажей России. И не только новогодних. На сегодня в проекте уже участвуют 51 сказочный персонаж. Но это не единственное, что можно посетить и увидеть в Устюге.

- В городе около 30 храмов, 6 из которых действующие. Очень развиты такие направления, как православный, деревенский и спортивный туризм, - сообщил «МК» в Питере» глава Великоустюгского муниципального района Александр Кузьмин. - Вхождение города в «Серебряное ожерелье» даст еще большую возможность привлечения туристов в наш замечательный Великий Устюг. Город, являющийся музеем под открытым небом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру