Школа делает ставку на двоечника: эксперт объяснил проблемы талантливых учеников

Почему оценки слабых российских учащихся растут, а сильных — нет

Результаты наших школьников в международных исследованиях последних лет по чтению и математике улучшились, и это отрадно. Но вот парадокс. Как показали только что опубликованные исследования специалистов, основной прирост идет за счет группы, имеющей меньший доступ к культурным ресурсам и соответственно более скромные результаты: например, ребят из небольших населенных пунктов или из семей, где у родителей нет высшего образования, тогда как хорошисты топчутся на месте.

Причины этого явления разъяснил «МК» один из авторов исследования, заведующий международной лабораторией Анализа образовательной практики Института образования ВШЭ Андрей Захаров.

Почему оценки слабых российских учащихся растут, а сильных — нет
Фрагмент картины художника Фёдора Решетникова "Опять двойка"

- Андрей Борисович, не могу поверить: слабые ученики взялись за ум, а сильные перестали развиваться?

- Скажу по-другому. Обычно эксперты выделяют две группы учащихся. Дети из небольших населенных пунктов и из семей, где родители не получили высшего образования, как правило, имеют меньший доступ к культурным ресурсам и соответственно более скромные результаты. А ученики, находящиеся в более благоприятных условиях - живут в крупных городах или родители получили высшее образование - чаще получают более высокие баллы. Однако в последние 15 лет разрыв в баллах между этими группами сокращается. Вот, скажем, по математике результаты первой группы значительно выросли, а во второй практически не изменились. То же и с культурным капиталом семей: в основном прирост баллов и по чтению у детей мам и пап без высшего образования, а дети из семей с высшим образованием показывают более скромную динамику. Все выглядит так, будто ученики, имеющие больше возможностей для учебы, сталкиваются со «стеклянным потолком», который не дает им полностью реализовать себя.

- Что такое «стеклянный потолок»?

-Это метафора, которая используется в социологии и обозначает наличие барьеров, которые не видны, однако сдерживают рост.

- Каковы же эти барьеры для школьников с большим потенциалом?

- Ученики с традиционно более высокими достижениями, похоже, достигли максимума. Во-первых, потому что финансово-экономические кризисы 2008 и 2012 годов негативно сказались прежде всего на жителях городов и семьях с высоким уровнем культурного и экономического капитала: они всегда максимально вкладывались в образование детей, а в условиях кризиса возможностей увеличить эти вложения у них не было. Во-вторых, по оценке экспертов, снизился уровень преподавания, причем, особенно заметно - в лицеях и гимназиях, где часто обучаются дети из семей с высоким культурным капиталом. При этом улучшить ситуацию в условиях сложившейся учебной программы практически невозможно, ведь если сохранить и без того сложную программу плюс добавить то, что нужно по международному исследованию PISA, нужно увеличение часов. А это физически невозможно. В-третьих, школы, традиционно показывающие высокие результаты, привыкли считать свои педагогические практики успешными и приводящими к желаемым результатам. Поэтому именно туда новые образовательные стандарты проникают меньше всего. Кроме того, большинство учителей попросту не могут работать с учащимися, предъявляющими повышенные образовательные запросы.

- А что помогло улучшить результаты менее успешной группы?

- В наш мир вошел интернет, позволивший детям самостоятельно искать информацию. А, скажем, исследование PISA как раз и проверяет умение работать с информацией. Кроме того, можно предположить, что российские школы стали лучше работать как раз с детьми, которые находятся в менее благоприятных условиях. К примеру, введение системы внешней независимой оценки качества образования — ЕГЭ, ГИА и т. д. с обратной связью школам привело к тому, что за плохие результаты наказывают, что вынуждает школы подтягивать слабых. Свою роль сыграло и введение надбавок за работу с детьми, победившими на олимпиадах школьников. Все это в сумме и повлияло на улучшение результатов учащихся из семей с менее благоприятными условиями.

- Но почему те же факторы не сказались на детях из семей с более благоприятными условиями?

- Похоже, школы чаще наказывают за неудачи, чем поощряют за успехи. А это — сигнал учителям и директорам уделять больше внимание отстающим детям. Конечно, с одной стороны, это хорошо. Однако совершенствовать систему обучения нужно и для детей из семей с большими интеллектуальными ресурсами - не супербогатых, а тех, где у родителей есть высшее образование. Они и сами максимально вкладываются в образование, дополнительно занимаются с детьми и т.п. Но определенные действия в отношении этих детей должна предпринимать и школа, ведь в противном случае она лишит себя стратегического источника дальнейшего роста. Пока же можно констатировать: неравенство схлопывается за последние 15 лет, и это очень хорошо. Но оно схлопывается не по мере роста в обеих группах, а только за счет роста в группе с пониженными образовательными требованиями. И это тревожит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру