"Часть любви и фактически синоним молодежного секса"

Почему мы любим глупость

По-моему, мы чемпионы глупости. Нам в этом равных нет. Вот, например, не так давно мы продемонстрировали нашу солидарность с идеей попугать мир разными ядерными ракетами: пусть испугается, а нам будет весело — вместе с нашим самым умным телевизором в мире — смотреть, как они все там ужасно испугались. Или, например, совсем уж недавно… Но не будем перегружаться примерами. Лучше спросим: почему нам так мила глупость?

Почему мы любим глупость

Не надеясь этот вопрос решить в одиночку, я посвятил первый выпуск заново рожденной программы «Апокриф» (которая раньше выходила на «Культуре») «похвале глупости». Когда-то, в разгар Возрождения, Эразм Роттердамский написал увлекательную книжку «Похвала глупости», где все человеческие чувства отдал глупости, а мысли — нашему рассудку. Это была смешная книжка, но, по-моему, она открыла шлюзы глупости, и глупость разлилась по всей земле. Наводнение глупости. Мы ходим по горло в глупости. Что же делать?

Я пригласил на передачу замечательных экспертов. Передача состоялась в яхт-клубе на Стрелке, совсем близко от памятника Петру Первому. Памятник мне когда-то казался воплощением той же глупости, а теперь я смотрю на него и думаю: куда-то мы плывем не туда — как бы нам мог пригодиться совсем несвоевременный нынче Петр Первый, правда, без его экстрима.

Ну так вот, режиссер Алексей Герман-младший, который только что снял фильм о Довлатове, рассказал о торжестве массового сознания в наших элитах. Вот это и есть наводнение глупости. Когда она ушла в высшие эшелоны, как с ней справиться? Жена Германа, Елена Окопная, получившая как художник премию «Серебряный медведь» на Берлинском фестивале, сказала верные слова: мировое кино, которое появляется на фестивалях, стало совсем уже развлекательным, к тому же приглаженным по мыслям — это тоже проявление глупости.

Может быть, именно с появлением Интернета стала зашкаливать глупость? Ведь теперь каждый считает себя экспертом по всем вопросам. Чего захочет, то и наваляет. На это президент ЮниКредит Банка Михаил Алексеев сказал, что Интернет — это уже часть культурного кода, и от него не избавишься, да и не надо. Важно только понять, зачем им пользоваться. Согласен. Но экономист Мовчан сказал, что глупость — это не только наше, иначе мы бы совсем пропали, — и, добавлю от себя, она и в президенты Америки может выбиться, и глупый Брекзит у разумного народа спровоцировать.

Но все-таки почему мы любим глупость? Ну, это исторически. Все-таки мы родина Ивана-дурака, нашего любимейшего героя, который от старших братьев отличался именно отказом от рассудка. И в нашем отечестве он преуспел.

Кроме того, как сказала на передаче общественный деятель Алла Гербер, глупость у нас ассоциируется с прекрасным временем жизни — молодостью, когда мы все делаем глупости. И это часть любви и фактически синоним молодежного секса.

А вот литературный критик Андрей Архангельский вступился за глупость как за синоним иррационального, нам так же необходимого, как и рационализм. Он привел в пример разных философов, которые сопротивлялись торжеству холодного ума. Да и у нас в стране, прямо скажем, умников не любят. Не мы ли говорим: «Ты что, слишком умный, что ли?..»

Впрочем, я напрасно взялся за пересказ. У нас на программе были и другие эксперты со своими представлениями о глупости. Здесь всех и всего не перечислишь. Программу «Апокриф на «Красном Октябре» — теперь она так полностью называется — можно будет увидеть 24 марта на канале «Просвещение» в 22.00. Посмотрите — и выберете свою позицию: за или против глупости?

Можно, конечно, отменить глупость, но отменит ли глупость нас? — эта странная мысль посещает меня регулярно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27641 от 21 марта 2018

Заголовок в газете: Почему мы любим глупость

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру