Напомним 15 марта 2018 года самолет отправился по маршруту: рудник Купол (Чукотка), с дозаправкой в Якутске и далее до Красноярска. В результате инцидента командир воздушного судна принял решение вернуться, и Ан-12Б благополучно приземлился в аэропорту «Маган».
– Выводы специалистами сделаны абсолютно верные, – говорит Юрий Сытник. - Такой груз обычно помещается на специальные авиационные паллеты. Есть самолеты, такие как Ан-12, Ан-26, Ил-76, Ту-204С, на которых он укладывается и перевозится. Очень внимательно нужно распределять этот груз по центровке. И особое внимание уделять его креплению. Паллеты не должно сорвать. А сам груз крепится на паллете с помощью специальной сетки. А тяжелые слитки в данном случае требовалось еще и пакетировать, и кроме основной сетки, накрывать сверху — дополнительной.
Есть специально разработанные методики, - как и что перевозить, в том числе, тяжелые грузы, дальномеры. Все четко, по пунктам, расписано, надо просто выполнять.
Видимо, в том рейсе все это было сделано не очень аккуратно. Паллета сорвалась, далее тяжелый груз ударился в заднюю створку люка, пробил ее и высыпался на полосу. Хорошо, что обошлось без катастрофы. Известно немало случаев, когда смещался груз, из — за нарушения центровки терялось управление, гиб и самолет, и экипаж. Так что, можно сказать, летчикам Ан-12Б в том рейсе крупно повезло, все остались живы.
– Кто обычно занимается погрузкой?
– Та компания, которая перевозит груз.
– Летчики не контролируют процесс?
– Самолет грузится шесть часов, неужели вы думает, что члены экипажа будут все это время там присутствовать? А лететь потом как? Есть человек, который все контролирует, это перевозчик груза. Техник перед вылетом проверяет правильность крепления.
– Выяснилось еще, что самолет совершал коммерческие перевозки грузов без лицензии.
– Я поражаюсь нашей Росавиации, то они объявляют, что нужна лицензия на перевозку груза, то на перевозку в особых районах... Документация в российской авиации написана так, что в любом полете можно найти, как минимум, 15-20 нарушений.