На наземном транспорте полностью отменят турникеты: ждать ли появления "зайцев"

Ликвидации самой «тормозной» детали автобуса ждали долго

Московская мэрия намерена полностью ликвидировать турникеты на входе в наземный транспорт. Об этом сообщил журналистам мэр столицы Сергей Собянин. Сейчас турникеты, работавшие на московском транспорте более десяти лет, уже отменены на всех маршрутах московских трамваев. К сентябрю планируется снять их с автобусов. Нововведение позволит уменьшить до минимума время посадки и высадки пассажиров.

Ликвидации самой «тормозной» детали автобуса ждали долго
Фото: АГН "Москва".

- Это большая работа, - заявил Собянин. - Необходимо закупить около двух-трех тысяч валидаторов и установить их. Я такую задачу поставлю перед транспортным департаментом так, чтобы мы до сентября успели установить валидаторы и открыть турникеты на всех автобусах.

Заметим, что турникеты стали самой спорной частью Автоматизированной системы контроля пассажиров (АСКП), введенной в действие в столице в 2006 году. Первое поколение этой системы состояло из валидаторов (вандалоустойчивых коробок желтого цвета), способных принимать билеты с магнитной полосой и бесконтактные транспортные карты, а также из «рогатых» турникетов, расположенных между салоном и передней дверью. Плюсом этой системы стала физическая невозможность незаметного для окружающих безбилетного проезда. Но минус оказался тоже весомым: для входа задействовали только переднюю дверь, поэтому на остановках перед ней выстраивались очереди.

- Особенность общественного транспорта большой и особо большой вместимости — возможность использовать для выхода и входа пассажиров сразу несколько дверей, - рассказал корреспонденту «МК» историк транспорта Юрий Егоров. - С введением турникетов эта возможность исчезла. В результате и скорость, и провозная способность фактически была сильно ограничена. Эксперты неоднократно говорили об этом все прошедшие годы, но реакции не было.

На транспортных форумах новинка, испытанная сначала в Зеленограде, а потом распространенная на весь мегаполис, быстро получила сатирическое название: «дурникет». Вместе с радикальным сокращением трамвайной сети «турникетизация» наземного транспорта ассоциировалась с упадком отрасли в целом.

- Без турникетов — совершенно другое качество поездок, - оценивает жительница района Щукино Тамара Сибирцева (бестурникетные трамваи курсируют в этом районе уже несколько лет). - Правда, стало гораздо больше контролеров: заходит большая бригада, человека четыре, и проверяют всех поголовно.

С точки зрения транспортника «обестурникечивание» - тоже благо: когда высадка и посадка пассажиров идет одновременно во все двери, проще выдерживать график движения. Да и средняя скорость выше.

- Правда, отмена турникетов не будет автоматически означать рост скорости, - рассказал «МК» Роман, водитель трамвая. - Это зависит не только от физических условий, но и от расписания. Если оно составлено под турникеты — скажем, на остановку у метро дается 2 минуты — то без турникетов водитель будет просто медленнее ехать между остановками. Чтобы не обгонять график. Так что все зависит еще и от того, поправят ли «растянутые» расписания.

Еще один подводный камень, о котором придется думать при отмене турникетов — это вес валидаторов. Дело в том, что это прибор строгой отчетности — фактически кассовая машина, аналог терминала для приема пластиковых карт. Поэтому при начале смены каждый водитель на себе несет валидаторы из специального помещения в салон или вагон и устанавливает их. А по окончании смены — уносит обратно. После отмены турникетов в трамваях число валидаторов в каждом вагоне удвоилось — и теперь водители, особенно женщины, часто жалуются на необходимость таскать тяжести.

- Причем нести нужно одновременно, - рассказывает водитель троллейбуса Роза Алиева. - Потому что оставить валидатор в салоне я не имею права. И несем, килограммов по 20 получается.

Впрочем, когда валидаторов мало — это тоже нехорошо: страдают уже пассажиры. «Валидаторы установлены только около первой и второй двери, - жалуется пользователь Егор на форуме работников городского транспорта. - Если я захожу в наиболее свободные хвостовые двери, то при всем желании быть честным, физически тяжело «пробить» билет (в час пик автобус забит полностью) и при всем нежелании ПРИХОДИТСЯ пополнять ряды зайцев».

Остается надеяться, что эти проблемы будут решены при обновлении подвижного состава, которое планируют завершить к концу года. «Осталось буквально несколько сотен старых автобусов в «Мосгортрансе», - заявил Сергей Собянин. - В этом году все автобусы будут современные, с хорошим экологическим уровнем, безопасные, доступные для маломобильных групп населения, и я надеюсь, что комфортные для вашей работы».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру