По григорианскому календарю Рош ха-Шана приходится на сентябрь или октябрь, однако точная его дата год от года меняется. Это связано с тем, что еврейский календарь является лунно-солнечным, благодаря чему каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Празднование Рош Ха-Шана, как и начало других месяцев еврейского календаря, неизменно совпадает с новолунием.
Еврейский календарь подразделяется на циклы, каждый из которых длится девятнадцать лет. Третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы каждого цикла являются високосными. Обычные годы состоят из двенадцати лунных месяцев, а в високосные к ним добавляется еще один. Также годы подразделяются на правильные, достаточные (в которые добавляется один день) и недостаточные (в которые один день вычитается). Помимо прочего, подобный цикл позволяет Песаху, центральному иудейскому празднику, всегда приходиться на весну.
Интересно, что первым месяцем иудеи считают Нисан, или Авив, и с него идет отсчет всех религиозных праздников. Тем не менее, счет лет идет начиная с месяца Тиршей, являющегося седьмым. Последователи иудаизма верят, что именно на Рош ха-Шана были создан Адам и Хава (Ева). Также, согласно каноническим источникам, в первый день месяца Тиршей Ноах (Ной) вышел из ковчега после потопа. Этим же днем религиозные книги датируют прекращение каторжного труда евреев во время египетского рабства и некоторые другие события, ключевые для иудаизма и других авраамических религий.
На Рош а-Шана, шестой день от основания мира, люди не только были созданы, но и впервые нарушили запрет, за что были осуждены на изгнание из Райского сада. Поэтому считается, что в дни праздника над людьми совершается суд, а молитвы самоанализа и покаяния могут повлиять на решение. С Рош ха-Шана начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета» или «Десять дней раскаяния», и заканчивающиеся Йом-Киппуром.
Одним из «атрибутов» праздника является еврейский ритуальный духовой инструмент под названием шофар, сделанный из рога животного. Его звуки принято трактовать, в том числе, как призыв к покаянию.
Во время трапез на Рош а-Шана принято махать хлеб (халы) в мед, а также окунать яблоко в мед и желать друг другу сладкого нового года.
Читайте материал «Лидеры Еврейской общины России поздравили всех с наступающим праздником Рош а-Шана – Еврейским новым годом»