Серебренников не выказал радости после приговора

Условные сроки по делу «Седьмой студии» встретили аплодисментами

Приговор по делу «Седьмой студии» огласил Мещанский суд столицы. Обвиняемые в хищении 129 млн рублей, выделенных из бюджета на реализацию театрального проекта «Платформа», режиссер Кирилл Серебренников, экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и бывший ее генпродюсер Алексей Малобродский были признаны судом виновными в мошенничестве в особо крупном размере в составе организованной группы, причем хищения совершались «исключительно путем  обмана должностных лиц. Мужская часть этой «группы» приговорена к условным срокам. 

А бывшую сотрудницу Минкульта Софью Апфельбаум посчитали виновной лишь в халатности - она якобы не знала о финансовых махинациях и была введена Серебренниковым в заблуждение. Женщине назначили штраф, но и его ей платить не придется.

Условные сроки по делу «Седьмой студии» встретили аплодисментами

Это уголовное дело появилось еще в 2015 году. Серебренникова задержали 22 августа 2017 года, изначально его обвинили в хищении 68 миллионов рублей. Потом дело обросло и суммами, и фигурантами. Окончательно следствие вменило обвиняемым хищение 133 из 216 млн рублей - таким был общий размер субсидий, выделенных «Седьмой студии» на реализацию театрального проекта «Платформа» с 2011 по 2014 годы. Похищенная сумма была выведена в ходе финансово-экономической экспертизы.

Судебный процесс длился с осени 2018 года. На скамье подсудимых оказались режиссер Кирилл Серебренников, экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, бывший ее генпродюсер Алексей Малобродский, а также экс-чиновница Министерства культуры Софья Апфельбаум.

Следствие уверяло, а сейчас уже это установлено судом, что для отчетности в Министерство культуры подавали сметы с завышенной стоимостью работ и поддельные документы. А выделенные деньги переводили со счетов «Седьмой студии» на подставные фирмы и обналичивали. В Министерстве культуры за расходами проекта не вели должного контроля.

Никто из вышеперечисленных подсудимых свою вину не признал, всего по делу проходят шесть обвиняемых. В том же самом Мещанском суде рассматривается сейчас и дело главбуха «Седьмой студии» Нины Масляевой. Оно выделено из общего в отдельное производство, поскольку Масляева признала вину. Но в рассмотрении в особом порядке ей было отказано в связи с противоречиями в показаниях — ее и других обвиняемых. Масляевой до приговора еще далеко - недавно ей сменили судью, и слушания начались заново.

Еще одной обвиняемой по этому делу является экс-продюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова (она скрывается от следствия и находится в розыске). Как утверждал гособвинитель в прениях, Воронова по распоряжению Серебренникова уничтожила большую часть первичных документов, связанных с мероприятиями «Платформы».

Вопрос, сколько было потрачено денег на театральные постановки, концерты, выставки, лекции, перфомансы и прочие мероприятия, проведенные на «Платформе», стал ключевым в этом процессе. Подсудимые пытались убедить суд, что они не только не похищали государственных средств, но еще и вкладывали деньги, которые выделяли частные спонсоры.

Кирилл Серебренников заявлял: «Виновным я себя не признаю, я ничего не крал, не воровал, никакую преступную группу с целью хищения не создавал. Это обвинение абсурдно».

Суд еще дважды назначал экспертизы, чтобы разобраться, кто говорит правду — следствие или подсудимые. Одна показала, что денег было потрачено больше выделенных. Суд назначил другую. Ее долго ждали, но подсудимых ее результаты не порадовали - сумма похищенного лишь несколько уменьшилась - до 129-ти миллионов рублей вместо 133-х.

Судя по тому, что озвучивалось в зале суда, любому из проведенных исследований вряд ли можно доверять полностью. Экспертов обвиняли и в непрофессионализме, и в предвзятости. Например, в последней экспертизе не были учтены затраты на 77 состоявшихся мероприятий. А затраты на учтенные постановки рассчитывались по-среднему, без учета индивидуальных особенностей каждого мероприятия. Но как теперь можно восстановить полную картину, когда первичные документы «Седьмой студии» были сожжены? Но как позже отметила судья, при вынесении приговора учитывалась последняя комплексная культурно-финансовая экспертиза, а две предыдущих исключили из списка доказательств.

Гособвинение в доказанности вины всех четверых подсудимых не сомневается. Дело в том, что на них дала показания главбух Масляева, которая как раз и занималась обналичиванием денег. Она утверждает, что обналичивала их для Серебренникова и остальных, а как они их распределяли и тратили, она не вникала.

Подсудимые же, напротив, заявляли, что понятия не имели, как наличные добывает Масляева, они считали, что она их снимает официально со счета «Седьмой студии».

Гособвинитель отметил, что за каждый транш обнальщики (это руководители «левых» фирм, они выступили свидетелями на процессе) брали по 8-10 процентов от суммы. В натуральном выражении это могли быть суммы от нескольких до 10 миллионов, не заметить исчезновение таких денег столь опытные управленцы, как Малобродский и Итин, по мнению прокурора, просто не могли.

Некоторые работники из мира искусств - коллеги Малобродского и Итина, которые приходили послушать, что происходит на заседаниях, высказывались в том духе, что «о хищениях здесь говорить неправильно, но как можно было так халатно относиться к государственным деньгам, как можно было связываться с обналом».

Буквально за несколько часов до заседания, на котором гособвинение запросило сроки для подсудимых — от 4 до 6 лет колонии общего режима, в их защиту с открытым письмом выступила культурная общественность, которая называет уголовное дело политическим и направленным лично против Серебренникова, чье творчество всегда вызывало споры. Письмо подписали 3,5 тысячи артистов, режиссеров, критиков и продюсеров. В нем они указали на ошибки следствия и на перипетии с экспертизами.

В день приговора к зданию суда поддержать фигурантов пришли певец Рома Зверь, рэпер Оксимирон, телеведущая Екатерина Варнава, писатель Дмитрий Быков, кинокритик Антон Долин и другие звезды.

Как зачитала судья, умысел доказывает то, что часть денег, выделенных на реализацию «Платформы» стали похищаться сразу же, как только они начали поступать из бюджета. Приговор в итоге оказался обвинительным, но мягким. Кирилла Серебренникова приговорили к 3 годам условно с испытательным сроком 3 года и штрафом в 800 тысяч рублей. Алексея Малобродского – к 2 годам условно, с испытательным сроком 2 года и штрафом 300 тысяч рублей. Он не сможет заниматься административные должности в течение 2 лет. Юрию Итину назначили 3 года с испытательным сроком 3 года и штрафом 300 тысяч рублей. Ему запретили занимать административные должности в течение 3 лет. Кроме того, был удовлетворен гражданский иск Минкульта в размере 129 миллионов рублей.

Серебренников, Итин и Малобродский совершили тяжкое преступление, а бывшая чиновница Минкульта Софья Апфельбаум - небольшой тяжести, отметила судья. Она не знала о преступных намерениях Серебренникова, Малобродского и Итина. Женщина обязана была организовать контроль за расходом бюджетных средств - проверять отчеты, документы мероприятий, на которые выделялись деньги «Седьмой студии», а также согласовывать документы для казначейства. Апфельбаум, как отметила судья, имела возможность исполнить свои обязанности, но отнеслась к ним небрежно, что и привело к причинению ущерба Российской Федерации. Кроме того, у женщины есть несовершеннолетние дети и престарелые родители. В итоге ее приговорили к штрафу в 100 тысяч рублей, но тут же освободили от наказания из-за истечения сроков давности по ее преступлению. Ей также не придется выплачивать «солидарную» компенсацию Минкульту.

Группа поддержки на улице возле суда встретила приговор аплодисментами. А подсудимые начали обниматься с родными. Только Кирилл Серебренников оставался серьезным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру