Выбираем карьеру с детства

Как найти себя в мире современных профессий

Сегодняшняя реальность меняется стремительно. Происходят тысячи изменений – от способов общения до смены технологий. Сфера образования – именно та область, где внедряется много нового и технологичного. Ведь будущее нашей страны целиком и полностью зависит от того, какого качества знания получат наши дети, с какой базой они придут в мир новых технологий. В рамках национального проекта «Образование» сегодня создано множество современных инструментов, помогающих молодежи быстро, качественно и интересно интегрироваться в профессиональную жизнь. Например, центры цифрового развития «IT-куб», детские технопарки «Кванториум», образовательный центр «Сириус» и всероссийские конкурсы, такие как «Большая перемена».

Благодаря им школьники могут попробовать свои силы в различных профессиональных направлениях, реализовать свой творческий и личностный потенциал, расширить имеющиеся знания и усовершенствовать накопленный опыт.

Как найти себя в мире современных профессий

Что такое правильная профориентация?

Важная задача национального проекта «Образование» – создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. А также формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов школьников и студентов. Все программы, созданные в рамках нацпроекта, предоставляют ребятам возможность развиваться на равных условиях и вне зависимости от места проживания. Принять участие в этих проектах сегодня может каждый школьник, начиная с первого класса школы. Ведь курс на раннюю профориентацию – эта та особенность, на которой построены сегодняшние образовательные программы, работающие в рамках нацпроекта «Образование». Сегодня стала актуальной не столько профориентация в классическом смысле, когда ребенка тестируют и выдают «рецепт» для дальнейшей успешной карьеры. Стало важным с самого раннего возраста научить ребенка прислушиваться к своим интересам и ценностям, сильным и слабым сторонам, опираться на них при выборе или смене профессии. Детям необходимо понимать, как устроен рынок труда, по какой логике возникают новые профессии, почему они устаревают и как адаптироваться к этим изменениям в процессе учебы и выстраивания карьеры. Раньше ребят учили тому, что профессия выбирается на всю жизнь, сегодняшние школьники понимают, что профессиональная жизнь похожа на конструктор, части которого можно менять, комбинировать, надстраивать новыми навыками в зависимости от состояния рынка труда.

Центральную роль в становлении грамотного молодого специалиста играют также и его родители. Их важность в этом процессе сложно переоценить. Чтобы помочь родителям и школьникам сориентироваться в меняющемся мире современных специальностей, Агентством стратегических инициатив (АСИ) и инновационным центром «Сколково» был разработан альманах «Атлас новых профессий». Это издание рассказывает ребятам об изменениях, произошедших на рынке труда, о профессиях будущего и специальностях, которые постепенно устаревают. Дарья Варламова, креативный директор «Атласа», рассуждает о профессиях будущего и прошлого так: «Устаревание профессий не означает, что какая-то профессия завтра пропадет насовсем. Например, даже сейчас в некоторых местностях люди работают кузнецами, но вряд ли их можно назвать востребованными специалистами. Главный смысл устаревания – в том, что спрос на таких специалистов будет заметно снижаться. В основном это профессии или отдельные функции внутри профессии, связанные с интеллектуальной работой, которую можно выполнять по инструкции, – такие задачи дешевле решать с помощью искусственного интеллекта. Классические примеры – работа бухгалтера или юрисконсульта. Те рабочие функции, которые связаны с импровизацией, общением или креативностью, дольше всего будут защищены от автоматизации. Возможно, навечно. Так что если юрисконсульт перепрофилируется в адвоката, которому нужно много общаться, реагировать по ситуации и быстро придумывать решения, он снова окажется востребованным». Действительно, еще недавно, чуть меньше двадцати лет назад, не существовало таких профессий, как блогер, ceo-разработчик, сео-оптимизатор или менеджер социальных сетей. Сегодня же специалисты, имеющие знания в области разработки сетевых приложений, создании программ для мобильных устройств, весьма востребованы. В то же время многие профессии, казалось, совершенно не подверженные смене статуса, подверглись серьезной внутренней реорганизации. Например, профессия токаря. По мнению Дарьи Варламовой, «с того момента, как была введена автоматизация работы станков, этому специалисту стало мало уметь работать с инструментом. Знания программирования значительно увеличивают его ценность на рынке труда».

Высокие технологии образования

Наша жизнь все больше и больше становится связана с сетевыми технологиями. А рынок труда уже сейчас испытывает нехватку высококвалифицированных специалистов IT-сферы. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, уже сейчас дефицит квалифицированных кадров в этом направлении составляет от 500 тыс. до 1 млн человек. Благодаря нацпроекту «Образование» и его проектам цифрового обучения школьников в скором времени удастся существенно ослабить сложившееся напряжение со специалистами этих направлений. Например, для освоения школьниками ИТ-специальностей по всей стране открываются центры цифрового развития «IT-куб». Сейчас таких центров 71, а к 2024 году будет 340. Здесь ребята 7–18 лет знакомятся с различными направлениями в области программирования, разработки приложений для мобильных устройств, виртуальной и дополненной реальности, учатся программировать роботов. Все центры цифрового образования оснащены самым современным оборудованием. Каждый наставник владеет актуальными и нешаблонными методиками обучения, регулярно повышает свой профессиональный уровень. Программы обучения в «IT-кубе» рассчитаны на разный уровень знаний и интересов детей. Они подойдут как для начинающих первоклассников, так и для старшеклассников, уже имеющих представления о технологиях. Ребенок может ничего не знать о программировании, но после нескольких лет занятий в «IT-кубе» выйти на уровень крутого программиста или разработчика. В центрах цифрового развития «IT-куб» ребята знакомятся с лидерами рынка высоких технологий и совместно с ними создают свои собственные проекты. Знания в области высоких технологий школьники могут приобрести и в детских технопарках «Кванториум», которые также открываются в рамках нацпроекта «Образование». Сейчас их уже 135, а к концу 2024 года будет 359, в том числе 224 на базе школ. «Кванториум» – это новый формат дополнительного образования для детей от 10 до 18 лет. Основная задача – знакомство школьников с перспективными инженерными специальностями, научно-техническими направлениями в области программирования и разработки программ. Ребята моделируют свои первые спутники и беспилотники, создают проекты виртуальной и дополненной реальности, программируют роботов.

Развитие талантов – еще один шаг к карьере

Сегодня детям стало намного легче заявить о себе. Для выявления и развития способностей ребят в рамках нацпроекта «Образование» были открыты региональные центры, работающие по модели «Сириус». Сюда может прийти любой ребенок, мечтающий развить свои способности. В региональных центрах ребята пробуют себя в области искусства, спорта и творчества. Занятия по актуальным методикам, встречи с интересными людьми помогают ребятам определиться со сферой своих интересов и построить примерный план своего профессионального будущего.

Конкурс как старт

Конкурс «Большая перемена» – развивающая площадка для школьников 5–11-х классов и студентов колледжей. Сюда приходят ребята, которые хотят меняться, развиваться и расширять свои знания и умения. Этот проект позволяет детям посмотреть по-новому на свои способности, раскрыть их с разных сторон, а также использовать имеющийся опыт в новых форматах. Конкурс «Большая перемена» не похож на стандартные олимпиады и не оценивает ребят, а дает возможность школьнику почувствовать себя успешным, знающим и перспективным. Ребята 5–11-х классов могут участвовать в 12 тематических направлениях: «Твори!», «Сохраняй природу!», «Меняй мир вокруг!», «Будь здоров!», «Создавай будущее!», «Расскажи о главном!», «Делай добро!», «Познавай Россию!» «Помни!», «Открывай новое!», «Предпринимай!», «Служи Отечеству!». «Здесь не оценивают, а ценят» – девиз конкурса. Задания, предлагаемые ребятам, всегда интересные и необычные, они формируют желание узнавать новое, развиваться и совершенствоваться. Участникам конкурса предлагают тесты на уровень интеллекта и общую эрудицию. Собранная информация помогает подобрать задания, максимально раскрывающие способности конкурсантов. Победители конкурсов получают денежные призы, путевки в «Артек» и дополнительные баллы для поступления в вуз. Студенты вузов тоже могут выбрать конкурсные программы для достижения своих целей в процессе обучения и построения карьеры.

Не только высшее

Нынешние старшеклассники, начиная строить свое профессиональное будущее, все чаще выбирают освоение практических навыков и прикладных профессиональных компетенций. Так, по данным Министерства просвещения РФ, в начале 2000-х годов только 10–12% девятиклассников выбирали среднее специальное образование. Сегодня уже 60% выпускников 9-х классов отдают предпочтение обучению в колледжах и техникумах. Благодаря нацпроекту «Образование» современная система профессионального обучения предлагает студентам совершенно новую, высокотехнологичную форму приобретения специальности. Например, обучение в профессиональных мастерских, оснащенных всей необходимой для обучения техникой. Такая методика работы не ограничивает ребят в получении только теоретических знаний, а дает возможность быстро опробовать их на практике. На базе мастерских студенты приобретают опыт работы в условиях, максимально приближенных к производственным. Так, например, учащийся по направлению «слесарь» сможет под руководством преподавателя отработать теоретические знания на ремонте и монтаже реального заводского оборудования.  Сейчас таких современных мастерских 774, а к концу 2024 года благодаря нацпроекту «Образование» их будет уже 5000. Продолжением развития таких мастерских стал демонстрационный экзамен международного стандарта по системе WorldSkills. Его сдают выпускники колледжей и техникумов. Этот экзамен позволяет раскрыть полную картину того, какие практические навыки получил студент за годы своего обучения. Выпускникам предлагается продемонстрировать свои умения в реальном времени. Например, за ограниченное количество времени студенту необходимо отремонтировать двигатель автомобиля, разрешить конфликт между посетителями и администрацией в гостинице. Этот экзамен становится уникальным местом встречи работодателя и молодого специалиста. Такой формат аттестации является наглядным, информативным и перспективным. По итогам сдачи выпускникам выдается не только диплом, но и паспорт компетенций (Skills Passport). Обладатель этого документа вносится в международную базу данных молодых специалистов. Доступ к ней имеют большинство ведущих предприятий.

Сокращаем, но не ухудшаем

Современная система среднего профессионального образования – гибкий, меняющийся, обновляющийся на глазах механизм создания высококлассных рабочих специалистов, которые сегодня становятся флагманами на рынке труда. Одна из реформ, развивающих профессиональное образование, – «Профессионалитет», которая будет запущена в сентябре 2022 года. Суть реформы заключается в сокращении времени обучения по ряду рабочих специальностей. Предполагается, что вместо 4-летнего курса обучения студенты пройдут его в течение 2–2,5 года. Избежать ущерба качеству знаний удастся благодаря оптимизации учебных программ и направленности на получение точных практических знаний. В этой программе примут участие более 150 тысяч студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальностям железнодорожной, атомной, металлургической, нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности, а также в области машиностроения и легкой промышленности. Реформа рассчитана на то, чтобы производства в более сжатые сроки получили высококлассных специалистов рабочих специальностей. Подготовка же младшего медицинского персонала, творческих работников и работников систем безопасности пока останется четырехлетней. Планируется, что к 2024 году 70% колледжей и техникумов перейдут на сокращенную систему получения образования, а к 2030 количество таких систем среднего и профессионального образования достигнет 100%. 

Фото: Пресс-служба Сириус

Сюжет:

Новое об образовании

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру