Российские программисты назвали недостатки работы на Западе

Между тем больше половины студентов-айтишников хотят уехать из страны

Проведенный образовательным порталом соцопрос показал, что 53% студентов, обучающихся по IT-специальностям, хотят уехать из России. Мы выяснили, так ли хорошо работается там, где нас нет, и поговорили со студентами о причинах их нежелания оставаться на родине.

Между тем больше половины студентов-айтишников хотят уехать из страны

Результаты опроса свидетельствуют, что 25% из желающих покинуть Россию собираются ехать в США, 7% – в Великобританию, 6% – в Германию, 5% - в Канаду, 23% - в другие страны. И это только те, кто определились – 34% студентов пока затрудняются с выбором страны для переезда.

Еще с 90-х программисты, математики и прочие технические специалисты высокого уровня едут за лучшей долей на Запад. А, начиная с «нулевых», еще и на Восток. В Индии (Бомбей) много наших людей работает, в ОАЭ, Малайзии и даже в Китае, где, казалось бы, и собственных айтишников навалом.

– На самом деле, это неоднозначная проблема, – считает программист Иван Мамонов. – Я работал в США, в Силиконовой Долине, в Германии был 2 года и последние годы в Индии. Сейчас работаю в Москве.

Да, наших ребят везде ценят за хорошую школу. Фундаментальная математика - это одна из немногих областей, если не единственная, где и преемственность сохранилась, и за временем мы успеваем. Кое-где опережая даже.

Но еще наших ценят за то, что, будучи на одном уровне с россиянином, западный специалист будет стоить дороже. В Индии у меня был коллега-англичанин, который не знал столько, сколько я, но получал оклад больше в полтора раза.

Но все равно впечатляет: вот приехал мальчик учиться в Москву из небольшого города, ничего не видел. И тут заключил контракт, и бац! - дают дом с горничной или квартиру. За все платит компания.

Или как в США – не только дом с прислугой и абсолютно всеми бытовыми удобствами, но и целый квартал для сотрудников в пустыне создан, город будущего.

Только пожив в стране, начинаешь замечать и недостатки. В США, если ты вдруг заболеешь или какое-то несчастье, окажешься на улице, потому что социальных гарантий там вообще нет. В Германии я себя чувствовал не в своей тарелке из-за местного закрытого менталитета. А еще там очень высокие налоги и сложная система оплаты ЖКХ, если самому жилье снимать. Удивил общественный транспорт, который очень нерегулярно ходит.

Ну, и климат другой. Что в Аризоне, что в Бомбее, я не смог к жаре привыкнуть. Может быть, дело в том, что я сам из Каргополя, это север. В Москве тоже не все гладко, но меня устраивает. Родителей вижу, они у меня уже старенькие.

Кстати, некоторые участники опроса назвали причиной смены страны «другой климат». Хотя преобладали более серьезные обоснования: лучший уровень жизни, перспективы развития карьеры и политика. 19% из тех, кто заявил об отъезде, хотят присоединиться к уже живущим за границей родственникам. И все же мало кто из студентов думает или знает об обратной стороне медали.

«Если мы привыкли решать задачу от и до, в Европе, например, в ходу готовые кейсы, боксы решений так называемые, – рассказывает Мамонов. – Приходится постоянно себя по рукам бить, ограничивать, даже если видишь, что это решение устарело или изначально криво сделано. Казалось бы, если не нравится, можно попробовать и свой бизнес начать. Но ВНЖ – это очень непростая история. И я, например, не уверен, что хотел бы там постоянно жить».

Одна из причин, почему молодые специалисты рвутся за рубеж – работа в международных IТ-хабах. Большие корпорации находятся, как правило, на территории Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Российские компании пытаются конкурировать с ними за своих же выпускников, но таких окладов предложить не могут.  

По данным кадровых агентств вакансия разработчика программного продукта в Москве – это максимум 370 тысяч рублей в месяц, начальника IT-департамента – 350 тысяч рублей. Аналитики в крупных поисковиках, в банках или бизнесе могут зарабатывать до полумиллиона и выше, но это штучные специалисты, которые в базы данных агентств не попадают.

«МК» на условиях анонимности опросил второкурсников-программистов одного из ведущих вузов. Будущие бакалавры ответили, что на родине их пугает тенденция удешевления труда.

«Нанимают кого проще в регионах. Человек там сидит, работает сдельно или онлайн. Пусть плохо, зато дешево. Наниматели часто и сами не понимают, что им нужно, не знают свои задачи. Особенно бюджетники», – делится один студент. Другой тоже считает, что «мы никому здесь не нужны. Нет стратегии, не развития, одни слова только. Если меня схантят, (пригласят на работу – авт.) тут же уеду». Среди отрицательных факторов жизни на родине будущие программисты называют падающий рубль, санкции и непонятные перспективы на будущее.

Но есть и такие, кто не намерен порывать с Россией. «Можно и работать, и жить и там, и здесь, – говорит Маша, одна из 4 девушек на курсе. - Мне для моей работы нужен только комп и сеть. Не знаю еще, где осяду, мне нравится юг. Это может быть и наш Краснодарский край, и Испания-Португалия». А еще один человек на курсе сказал, что хочет видеть Россию богатой и свободной, и будет работать для этого.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру