Женский взгляд на 8 Марта: пусть мужчины поздравят и себя

В весенние праздники две великие цивилизации встречаются

Недавно я заехала на автомойку. Вошла в небольшое помещение, где несколько человек, уткнувшись в телефоны, ожидали свои машины. Посмотрела через стекло в ангар — там одновременно мыли пять или шесть автомобилей, причем вокруг каждого деловито перемещались двое-трое рабочих. И мне вдруг стало не по себе. Попытавшись понять причину смутной тревоги, я осознала: на всем пространстве мойки я была в тот момент единственной женщиной. Пропорция приблизительно 15/1. Вовсе не хочу сказать, будто обстановка была недружелюбной или тем более опасной. Собственно, на меня и внимания-то никто не обратил, кроме сотрудника, принимавшего плату за мытье машины. Просто я не привыкла находиться в мире мужчин.

В весенние праздники две великие цивилизации встречаются

Многое объясняется тем, что я гуманитарий. В нашей среде женщин всегда в разы больше. Они преобладали 40 лет назад среди моих преподавателей, преобладают и сегодня среди коллег. В принципе, всем составом секции на научной конференции по филологии нередко можно отправиться после заседания в какой-нибудь женский клуб или просто в баню. Кстати, надо взять идею на вооружение…

Стоит ли говорить о том, что и учатся у меня сейчас на факультете журналистики преимущественно девушки. Довольно типична студенческая группа, в которой имеется один молодой человек, окруженный заботой примерно двадцати однокашниц. Такое соотношение немного странно: вроде бы журналистами работают не только женщины. Однако это, похоже, дело времени.

А на моей первой работе, в издательстве, отдел состоял из 35 сотрудниц и одного мужчины-начальника, который, прежде чем войти в комнату к подчиненным, всегда стучался, потому что там, бывало, не только сапоги, но и белье примеряли. Рабочий-то день с 9.00 до 18.00, потом еще за продуктами гоняться по полупустым магазинам 80-х, в очередях стоять, с двумя набитыми сумками стоя в метро ехать. Вот и текла наша самая что ни на есть женская жизнь, полная еды, косметики и разговоров об отношениях полов, главным образом на работе.

Сейчас я, слава богу, не сижу в офисе, но окружают меня по-прежнему в основном женщины. Каждое утро, когда прихожу к первой паре и народу в университете еще совсем мало, успеваю заметить: две женщины-охранницы, женщина-гардеробщица, несколько женщин-уборщиц. А потом, ближе к началу занятий, начинают сновать по этажам дамы-преподавательницы и бесчисленные студентки.

Впрочем, дело не ограничивается сферой профессиональной. Любой выход в музей, театр, на концерт, поездка на экскурсию — это пребывание в женском царстве. Попадаются, конечно, печальные мужчины, ведомые энергичными женами, но в целом складывается впечатление, что область культуры предназначена главным образом для женщин. Чтобы убедиться в этом, достаточно в антракте спектакля окинуть взглядом очередь в дамскую комнату.

А еще есть дорога. И понятие «баба за рулем». Помнится, инструктор говорил мне, не скрывая сарказма: «И не забудь записку оставить: «Парковалась дама». Есть мужчины, утверждающие, что всегда опознают в потоке машин ту, в которой та самая «баба». Глупость несусветная! Сколько раз, обратив внимание на особенно дико маневрирующий автомобиль, я старалась разглядеть вредоносную тетку — и обнаруживала на ее месте или пенсионера в непременной кепке, или здоровенного дядьку с прижатым к уху мобильником, или отрешенного юнца в наушниках.

Хотя справедливости ради надо сказать, что гендерный аспект автовождения все-таки существует и его иногда даже удается эксплуатировать. Это когда не получается перестроиться, потому что никто не пропускает, и ты, чуть ли не высунувшись наружу, ловишь глазами взгляд мужчины-водителя и делаешь такое специальное несчастное женское лицо. И ведь пропускают! Ну почти всегда. В первую очередь, наверное, те, кто представляет себе на месте «этой дуры» собственную жену. То есть дорога все-таки функционирует по мужским правилам (выживает сильнейший!), а к нам иногда проявляет некоторую снисходительность.

Понимаю: все было бы иначе, если бы я поступила на мехмат, потом работала в инженерном НИИ и еще регулярно ходила на футбол. Вероятно, тогда мужской мир не казался бы мне столь инопланетным.

Так или иначе, в весенние праздники две великие цивилизации встречаются. Не буду комментировать то, что «мы» преподносим «им» к 23 февраля. Пусть «они» это анализируют и оценивают. Попробую рассказать о собственных ощущениях накануне и в день 8 Марта.

Мне кажется, в жизни есть несколько периодов, когда волнует и радует буквально все. И восьмимартовский букетик не исключение. Например, в старшей школе взрослеющие девчонки 8 Марта очень ждут. Во-первых, будет, что называется, прикольно. Мальчишки придумают нечто забавное: игрушки какие-нибудь смешные, открытки с веселыми надписями. Во-вторых, если уже есть Он, самый прекрасный, самый важный, то вот же момент истины, когда Он подойдет отдельно с чем-то особенным, предназначенным только для тебя.

Ситуация повторяется и в студенческие годы, когда 8 Марта — это точно праздник, не какой-то там туманной солидарности, а твоей женственности, привлекательности, твоих романтических ожиданий.

А вот потом… Свободного времени все меньше, ожиданий тоже. Коллеги-мужчины или вообще не вспомнят ни о каком 8 Марта, или сопроводят торопливое поздравление здоровой долей иронии: «Ну, с половым тебя!». Причем поздравлять друг друга будут преимущественно сами женщины (см. предыдущий пункт, касающийся их численного преимущества). О, каким количеством чаев и шампуней я обменялась за свою жизнь с родственницами, подругами, приятельницами и сослуживицами! Не помню, чтобы кто-нибудь из мужчин занимался подобными пустяками.

Есть еще пространство семейной жизни. Дома поздравят обязательно, но тоже с меньшей охотой, чем, например, в Новый год или день рождения. Причем ответственность в значительной степени лежит на мне самой. Не я ли годами упражняюсь в остроумии, сопровождая поздравления с женским праздником репликами вроде «так, а посуду по этому случаю никто не хочет помыть?».

С чем, кстати, поздравляют современную женщину? Равные права, за которые в начале ХХ века выступала основательница праздника, коммунистка Клара Цеткин, женщинами в общем-то получены. Нам не надо бороться за возможность учиться и, главное, работать наравне с мужчинами. Я бы, пожалуй, поборолась за то, чтобы работать поменьше, но это уж точно не в духе 8 Марта.

Абсолютного же равенства нет не только в человеческом обществе, но и в природе. Как бы ни неистовствовали феминистки, тащить тяжелый чемодан должен все-таки мужчина, потому что у женщины элементарно не хватает сил. И может быть, феминистки в каких-то только им известных магазинах покупают продукты и напитки в легко открывающейся таре. А мне вот приходится то и дело просить мужчин «свернуть голову» какой-нибудь особенно прочно запечатанной банке. Причем я не вижу в этом ни малейшего унижения своего женского достоинства.

Стоп. Не уверена насчет женского достоинства. Скорее оно у меня просто человеческое. И его никак нельзя задеть помощью и заботой. Я люблю, когда уступают место, подают пальто, поддерживают за руку при выходе из автобуса. Почему они мне, а не я им пальто подаю? Потому что они чаще всего повыше и покрепче. И потому что есть культурная традиция, а это, на мой взгляд, огромная ценность.

Сейчас студенты часто спрашивают меня о феминитивах. От прогнозов я воздерживаюсь. Нельзя исключить, что лет через 100 «авторки» и «редакторки» станут стилистически неотличимы от «актрис» и «учительниц». Но пока они звучат, если честно, так себе, вызывая в памяти реплику из комедии «Гусарская баллада»: «Актерок не люблю!». Слов, заканчивающихся на «ка», в русском языке очень много, и эмоциональные оттенки у них разные. И все-таки как отрешиться от существования такого, например, ряда: «бабка», «бродяжка», «пьянчужка», «попрошайка», а еще «задавака», «зевака», «ломака»? Слушайте, можно я еще немного побуду «автором» и «редактором»? Меня на этом основании никто еще за мужчину не принимал.

Не поспоришь с тем, что мужчины больше сделали для мировой культуры. Но только потому, что женщины больше сделали для них. Лев Николаевич Толстой создавал «Войну и мир», а Софья Андреевна текст для него начисто переписывала. Поэтому, я думаю, 8 Марта у мужчин есть все основания поздравить не только нас, но и самих себя. Пусть порадуются тому, что совсем рядом всегда есть этот непонятный, но замечательный мир женщин, умудряющийся одновременно пахнуть духами и борщом, мир, в котором как-то незаметно стираются их носки, чистятся ботинки, возникает по первому движению брови множество полезных и красивых вещей и транспортируется в суровый и полный творческих идей мир мужчин. Пусть поздравят нас и себя — и отправляются писать «Войну и мир». Мы потом с удовольствием прочтем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28985 от 8 марта 2023

Заголовок в газете: Женский взгляд на женский день

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру