Отходная статья бюджета

Как столице справиться с мусором?

Мусорный коллапс в Москве эксперты предрекают буквально в ближайшие годы. Ситуация катастрофическая: к концу 2012 года областные полигоны, где захоранивают более 80% столичных отходов, исчерпают свой лимит.  

И сейчас московские власти лихорадочно ищут пути выхода из ситуации. Хотя в городе планируют построить десяток мусоросжигательных заводов, они вряд ли станут избавлением. По мнению специалистов, пора разворачивать комплексы по переработке, сжиганию и утилизации мусора на территории Подмосковья. Один из них может появиться в Солнечногорском районе. Правда, область до сих пор не дает столице внятного ответа на сей счет. 

Погрязнет ли Москва в мусоре — ответ на этот вопрос искал обозреватель “МК”.

Недавно в Мосгордуме после трехлетнего перерыва заседала совместная комиссия областной и городской дум. На ее рассмотрение вынесли один из самых острых для обоих регионов вопросов — мусорный.

Ежегодно в Москве образуется 5,5 миллиона тонн мусора. Из них 4 миллиона (81%) закапывают на подмосковных полигонах. Еще 12% твердых бытовых отходов (ТБО) сжигается, и лишь 6% идут на переработку. Меж тем современные технологии позволяют сделать так, чтобы все было наоборот — то есть чтобы львиная доля мусора шла в переработку и приносила пользу, а не вред.

Сегодня в области есть 37 захоронений ТБО, которые ежегодно принимают 7 миллионов тонн мусора — из них можно было бы выстроить 16-этажный дом длиной в 30 километров. Но этот дом вырастет еще на многие километры, если учесть мусор, который захоранивается на стихийных несанкционированных свалках Подмосковья, которые называют экологической миной замедленного действия.

За последние 20 лет ни одного нового полигона в области не построено. А те, что есть, выработают свой ресурс до 2012 года. Окончательное прекращение действия полигонов без развития мощностей по переработке и сжиганию отходов приведет к мусорному коллапсу, считают чиновники.

 Повторится ли в Москве история Неаполя, где выросли горы мусора, а город заполонили крысы? Или в жизнь воплотится сценарий жутковатого фильма про робота Валли, в котором люди, замусорившие землю, вынуждены были покинуть ее и переместиться на космическую станцию?

Три пути к чистоте

В мире есть три пути избавления от мусора. Первый — закопать и забыть. В России, в отличие от западных стран, он самый популярный. Второй путь — переработка вторсырья. Из мусора можно делать массу полезных вещей: удобрения, резиновые шины, газ. Беда в том, что эта отрасль у нас практически не развита: в 90-е годы все предприятия по переработке вторсырья из Москвы выведены. Кроме того, для переработки подходит не всякий мусор, и проблема упирается в раздельный сбор, эксперимент с которым в Москве так и не пошел.  

И, наконец, третий путь — мусоросжигание, против которого справедливо возражают и экологи, и общественность. Мусоросжигательные заводы (МСЗ), которых в столице к 2015 году должно появиться 10 штук, народ, мягко говоря, не ждет.

— Надо наращивать долю селективного сбора мусора, — говорят в ГУП “Экотехпром”. — В ряде мест столицы есть хорошие результаты — так, в четырех ДЕЗах Северного округа собрали 60 тонн вторсырья раздельным способом. Чем больше будут собирать, тем меньше дойдет до МСЗ. Но без МСЗ Москва не обойдется!

Пока над этим вопросом спорят, столицы придумала совершенно новый путь выхода из мусорного кризиса.

Мусор в комплексе

Этот выход — создание высокотехнологичной системы обращения с ТБО.

— Правительством Москвы взят курс на индустриальные методы переработки и утилизации мусора — строительство мусороперегрузочных и сортировочных станций, заводов по термической обработке отходов, — говорит зампрефекта Зеленоградского округа столицы г-н Кирюхин. — Основной принцип работы с отходами таков: не сжигать то, что можно переработать. Не вывозить на полигоны то, что можно сжечь. Сжигать так, чтобы это было безопасно для окружающей среды и населения.

Москва мечтает создавать комплексные предприятия по переработке и депонированию отходов на территории все той же Московской области или прилегающих к столичному региону областей.

 Мусор должен поступать на специальные комплексные предприятия, где “в одном флаконе” будут размещены мусоросжигательный завод, производство по переработке ТБО, завод по термической обработке отходов и цех сортировки. То есть в комплексе должна быть реализована вся цепочка “сбор—сортировка—переработка—утилизация”. В печку пойдет лишь то, что нельзя переработать после сортировки мусора на фракции.

Чтобы создать такой комплекс, нужна подходящая территория — удаленная от городов и весей, с подведенными коммуникациями, хорошими подъездными путями и санитарно-защитной зоной. И, по мнению столичных депутатов, для этого больше всего подойдут… областные полигоны. Что уж там — ничего другого на их месте все равно уже не построишь. По крайней мере, в ближайшие пару веков. А вот мест, пригодных для организации новых полигонов, на территории области больше уже нет.

Еще 31 июля 2008 года мэр Москвы и губернатор Подмосковья подписали протокол о принципах и условиях взаимовыгодного сотрудничества, в том числе создании стратегии по обращению с отходами. Создали рабочую группу. Так появился проект совместной высокотехнологичной системы обращения с ТБО — первого крупного комплекса по сортировке и переработке мусора.

 Предполагается, что область должна вложиться в проект земельным участком (речь идет о полигоне Хметьево в Солнечногорском районе), а Москва профинансирует строительство самого комплекса. Мусор сюда будет поступать как из столицы (Зеленограда и части территорий столичного северо-запада), так и из подмосковных городов (Химок и Солнечногорска). В этих районах предполагается довести долю раздельного сбора мусора к 2010 году до 10%, а к 2012-му — до 30%. 26% отходов пойдет на вторсырье, 18% составят биоотходы, 13% — инертные отходы, которые подлежат только захоронению. Таким образом, примерно до 50% отходов будут отправлять в печку. Кстати, сегодня около 70% ТБО Зеленограда вывозится на полигон Хметьево, потенциал которого будет исчерпан в течение трех лет. По экспертным оценкам, уже в следующем году Зеленограду будет крайне тяжело бороться с мусором.  

Администрация Солнечногорского района в общем-то не возражает и готова выделить под новый проект 15,6 га земли. По данным ГУП “Экотехпром”, предприятие будет состоять из сортировочного комплекса мощностью до 300 тыс. тонн в год, мусоросжигательного завода до 450 тыс. тонн в год и завода по обработке макулатуры мощностью до 150 тыс. тонн в год.

Москва, если все сложится, убьет таким решением двух зайцев: на свалку в Хметьево можно будет перенести строительство мусоросжигательного завода, который сегодня планируется в Зеленограде, тем самым избежав возмущенных протестов жителей округа. Городские власти убеждают областные, что экономически выгоднее сжигать все отходы на одном мощном комплексе, чем строить небольшие мусоросжигательные заводы в центре Москвы.

По словам г-на Кирюхина, такой комплексный подход к системе обращения с отходами необходимо принять за основу. Система должна включать в себя не только сортировочный и мусороперегрузочный комплексы, но и стационарные и мобильные пункты приема вторсырья, автоматизированные установки “Фандомат” (для приема пластиковой тары и алюминиевых банок), парк контейнеров для сбора (и в будущем — для раздельного сбора) мусора с территорий жилого фонда.

По словам депутата Мосгордумы Протопопова, проект таких взаимоотношений между Москвой и областью можно взять за основу. И потом, конечно, растиражировать.

“Где там строить?”

Правительство области относится к такой перспективе вроде бы с пониманием. Что не раз говорилось на заседаниях совместной рабочей группы правительств Москвы и области.

Однако реализация пилотного проекта застопорилась. Конечно, области по определению неприятно, что Москва свозит свой мусор на ее территорию. По словам депутата Мособлдумы Виктора Воронцова, нагрузка на территорию Подмосковья по захоронению отходов — одна из самых высоких в России. Ежегодный прирост похороненного в области мусора в последние 15 лет составляет 5%. И это не считая неучтенного потока ТБО, который везут за МКАД различные коммерческие организации на машинах. Однако после озвучивания печальной статистики г-н Воронцов заявил, что областные власти вряд ли могут глобально решить вопрос обращения с отходами вместе с Москвой, ибо по федеральному закону борьба с мусором относится к компетенции муниципальных органов власти, а на территории области — 378 муниципальных образований. С каждым из которых вопрос придется решать в индивидуальном порядке. И, вероятно, не так, как озвучил спикер Мособлдумы г-н Аксаков: “Бандиты, которые хотят заработать денег, идут к главе района, платят ему и получают участок под несанкционированную свалку”.

Во время обсуждения перспективы создания временного комплекса на территории в Хметьево между областными и столичными депутатами разгорелся спор. Один из областных слуг народа заметил: “А что, если мы предложим в Зеленограде найти такое место, куда свозить все отходы? Как вы к этому отнесетесь?” “Речь идет не о том, чтобы перекинуть кому-то проблемы. Просто у вас есть полигон, который все равно ничего, кроме головной боли, не приносит”, — попытался спасти ситуацию столичный депутат Скобинов. “Вы были на этом полигоне — там горы мусора, где там строить?” — запротестовали областные думцы. “Если мы будем выяснять, кто на какой помойке не был, домой не разойдемся”, — попытался успокоить присутствующих спикер МГД Владимир Платонов.

На том заседании ясности в вопрос об использовании Хметьево под строительство высокотехнологичного комплекса по переработке и утилизации мусора внесено не было. Тем временем столичные депутаты считают, что если удастся реализовать этот проект, он станет модельным в сотрудничестве Москвы и области. Фракция “Единая Россия” в МГД даже взяла его решение под свой контроль.  

Тем временем экологи и представители общественности уверены, что вопрос с мусорным коллапсом в Москве надуман. И чиновники используют его для того, чтобы обосновать строительство мусоросжигающих заводов, повторяя рефреном волшебную фразу: “Через 3—4 года вывозить мусор будет некуда”.

— Если посмотреть Постановление №239 от 5 мая 1992 года, мощности полигонов должны были закончиться к 1996 году, — сказали “МК” участники движения против строительства мусоросжигательного завода в Зеленограде.

Да и по словам депутата Мособлдумы Олега Приймака, разговоры о заканчивающихся местах захоронений шли и в 1995, и в 1999 годах. Но даже если полигоны перестанут принимать столичный мусор через 3—4 года, мусоросжигательные заводы все равно не помогут — по проекту Городской целевой программы по обращению с отходами их должны построить лишь к 2015 году. Кстати, сама программа до сих пор не принята. Вообще нет программы строительства мусороперерабатывающих предприятий в городе, а замгендиректора ГУП “Экотехпром” Адам Гонопольский недавно заявил: “На сегодняшний день не существует альтернатив мусоросжиганию”.
При продвижении мусоросжигания в ход идут совсем сомнительные аргументы, считают борцы за чистоту окружающей среды. Они цитируют Гонопольского, который недавно сказал: “Россия богата первичными ресурсами, поэтому использование менее качественных вторичных ресурсов ни к чему”.

А между тем одним из соавторов альтернативной технологии переработки мусора является Петр Бирюков, первый заммэра Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства. Его труд “Ресурсосберегающие технологии переработки твердых бытовых отходов” был отмечен премией Правительства РФ в области науки и техники. Вот, например, что написано в книге первого зама мэра: “К сожалению, в сфере обращения отходов существует мощное коррупционное лобби, которое хочет внедрить в России устаревшие технологии сжигания ТКО. При всей внешней привлекательности этих проектов следует отметить, что суммарная токсичность только диоксинов (помимо сотен других веществ), планово выбрасываемых в атмосферу, при штатной эксплуатации мусоросжигательных заводов будет выше, чем, скажем, при крупной диверсии на железной дороге и разгерметизации нескольких цистерн с химикатами (…) диоксины настолько канцерогенны, что даже одна молекула способна инициировать образование опухоли (…) при ориентированной на сжигание системе переработки мусора экологический теракт организовать гораздо проще”.

А власти Зеленограда, которых перспектива появления у них МСЗ также пугает, не против, чтобы на территории их округа ввели опыт селективного сбора мусора. “При введении раздельной системы сбора мусора необходимо предусмотреть различные методы стимулирования для жителей, например: семья, живущая в квартире, платит установленный процент от тарифа на содержание и ремонт жилого фонда, если подписывает обязательство сортировать отходы”, — считает Кирюхин.

В общем, пока единой программы борьбы с мусором у столичных властей нет. Тем временем недавно была разработана Стратегия развития города до 2025 года, в которой описаны задачи превращения столицы в чистый город. Планируется, что к этому времени в Москве будут перерабатывать в топливо или компост 20% ТБО, сжигать — 60%, а все остальное — закапывать в землю. Неужели и к этому времени мы будем столь же далеки от Европы?

СПРАВКА "МК"

В 2001 году объемы сбора вторичного сырья (макулатуры, стеклобоя, отходов полимеров, ветоши, лома черных и цветных металлов и прочего) по отношению к 1996 году увеличились в 2,5 раза, но были в 4—5 раз ниже аналогичного показателя середины 80-х годов прошлого века. Средний рост образования различных видов отходов на протяжении последних 10—15 лет составлял 3—4% в год.

КСТАТИ

Один москвич производит 1,45 кубометра (или 272 кг) мусора в год.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру