ВРЕМЯ ВЫБРАЛО NASA

3 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 731

Это был 28-й рейс “Колумбии” и 113-й полет американских “шаттлов”. “Колумбия” стартовала с космодрома имени Кеннеди (штат Флорида) 16 января в 18.39 по московскому времени. Все бортовые системы работали нормально, и челнок на скорости 28000 км/ч вышел на заданную орбиту на высоте 275 километров.

Рейс, получивший кодовое название STS-107, должен был стать последним для “Колумбии” — самого старого из челноков НАСА — и первым для израильского гражданина Илана Рамона. За 16 дней в космосе команда из семи астронавтов благополучно выполнила все запланированные эксперименты. Программа полета оказалась настолько насыщенной, что астронавтам пришлось работать в две смены по 12 часов каждая!

За последние три года эта была первая научная миссия на американском корабле многоразового использования. До этого челноки применялись НАСА лишь при строительстве МКС. Никто не ожидал, что первая “живая” миссия “шаттла” на станцию станет последней...

На картинке, которую продемонстрировал канал CNN, было видно, что “шаттл” сначала распался на две части, а затем начал разваливаться на куски. Через несколько минут обломки упали на землю. Обломки погибшего “шаттла” “Колумбия” раскидало по территории радиусом примерно 200 километров. Основная часть обломков упала на северо-востоке Техаса, всего в 120 км от президентского ранчо Буша Кроуфорд. Обломки упали и на территорию соседней Луизианы. Больше всего досталось жителям небольшого городка Накогдочес, что в 230 км к северо-востоку от Хьюстона. Общая площадь разброса обломков составила 200 кв. км, однако эксперты утверждают, что зона их падения может быть в три раза больше.


В местную полицию поступили сообщения о многочисленных фрагментах “шаттла”, упавших в черте самого города. “Наш дом сильно встряхнуло, мы увидели вспышку, а потом над местом падения долго поднимался дым”, — рассказал горожанин Бенджамин Лестер. “Это все случилось у нас на глазах, — вспоминает Джеймс Милфорд, хозяин местной парикмахерской. — С неба стали падать несколько маленьких кусочков, а затем какие-то части самого корабля. Это были три огромных куска”.

Другая жительница Накогдочес, Линда Стид, рассказывает следующее: “Я видела в небе, как какие-то крапинки или куски чего-то отлетают от корабля, а затем я услышала странный звук, словно волнообразный грохот. Это продолжалось несколько минут”. Как только в местную полицию стали поступать первые сообщения об обломках “шаттла”, местное население предупредили о возможной опасности, и уже через некоторое время найденные фрагменты были оцеплены полицейскими.

Дантист Джефф Хэнкок обнаружил кусок “шаттла” прямо в своем рабочем кабинете. “Он пролетел сквозь крышу, — рассказывает 29-летний врач. — Это было похоже на металлический контейнер”.

Эд Рунер, менеджер городского аэропорта, наткнулся на странный металлический предмет, который валялся прямо на шоссе: “Это было похоже на металлический бак, он лежал посередине дороги... потом, по мере продвижения к аэропорту, я видел еще несколько обугленных металлических фрагментов”.

В штате Луизиана в городке Боссер, в нескольких десятках километров к востоку от Далласа, в местную полицию также поступило много звонков с сообщениями от очевидцев катастрофы “шатлла”. Стиву Робинсону, который дежурил в субботу в местном полицейском участке, пришлось беспрерывно отвечать на телефонные звонки перепуганных горожан. “Один сказал, что видел, как корабль развалился. Другой сообщил, что видит в небе огромный огненный шар. Третий парень звонил и кричал в трубку, что на его дом свалился огромный железный панцирь...”

Солдаты из местной военной базы Форт Худ были спешно подняты по тревоге, главным образом для того, чтобы предотвратить контакты местного населения с обломками “шаттла”. Похоже, они не столько радиоактивны, сколько высокотоксичны: в баках “Колумбии” была топливная смесь, известная как гидразин. Эта бесцветная, с легким запахом аммония жидкость смертельно опасна для всего живого. И по последним данным, несколько десятков человек, нашедших обломки, были немедленно госпитализированы.

Вторая Жертва
Илан Рамон повторил судьбу Джудит Резник

Гибель Илана Рамона повергла в шок Израиль, но не означает конец национальной израильской космической программы. Уже через несколько часов после гибели “Колумбии” было заявлено, что к полету готовится еще один израильтянин. И он обязательно полетит. Скорее всего, им станет подполковник ВВС Ицхак Майо, дублер Илана Рамона.


Илан Рамон был первым израильским космонавтом, но не первым евреем-космонавтом, погибшим при попытке покорить космос. Из восьми еврейских космонавтов и астронавтов, побывавших в космосе, первыми двумя были Борис Волынов и Дэвид Вульф — они совершили полеты на советских и российских космических кораблях. Правда, 24 августа 1976 года из-за неполадок на борту космической станции “Салют-5” Борису Волынову и его напарнику Виталию Желобову пришлось прервать полет. Зато в 1993 году у Дэвида Вульфа, ставшего первым еврейским астронавтом на станции “Мир”, полет прошел великолепно. С собой на орбиту Дэвид прихватил мезузу — кусочек пергамента с молитвой, который по старинной еврейской традиции защищает дом от неприятностей, и Тору. В составе американского экипажа посещения Дэвид пришвартовался к легендарной космической станции на том самом челноке “Колумбия”, на котором спустя десять лет суждено было лишиться жизни первому израильскому астронавту Илану Рамону. А еще раньше, 28 января 1986 года, на “Челленджере” погибла первая еврейская женщина-астронавт Джудит Резник. В момент взрыва космического корабля она держала в руках кольцо своего племянника и брелок племянницы...

Другая четверка еврейских астронавтов — Элен Бейкер, Джефф Хофман, Марша Айвенс и Скотт Горовиц — свои полеты завершила благополучно.

Продолжается сотрудничество и в рамках российско-израильской космической программы. Между компаниями “Имедж сат Интернешнл” (Израиль) и ЗАО “Пусковые услуги” (Россия) подписано соглашение о запуске с космодроме Плесецк 12 спутников связи “Эрос”. Запуск очередного израильского спутника назначен на этот год. Первый старт совместного проекта оказался также неудачным. Спутник, запущенный с космодрома Плесецк, на орбиту не вышел. Через десять минут после старта он вместе с ракетой упал в Охотское море. Космическая техника еще так несовершенна, а космос так коварен, что очередные потери неизбежны...



Что погубило "Колумбию"?

Что случилось с “Колумбией”? На этот вопрос пока не может ответить никто. Когда в 1986 году взорвался “Челленджер”, специальная комиссия пять месяцев искала причину его гибели. Пока и в NASA, и среди американских военных царит общая неуверенность. Хотя все же более-менее очевидной называется одна причина, которая свела “Колумбию” в могилу.


Не секрет — об этом говорилось на первых же брифингах, — что еще в момент взлета космический корабль получил повреждение. Кусочек изоляции бака твердотопливного ускорителя поразил левое крыло челнока, которое потеряло при этом одну из своих термозащитных пластинок. Сейчас NASA отрицает, что это и стало причиной катастрофы. Директор Центра управления полетами Лерой Кэйн утверждает, что “повреждения крыла и защитных пластин были минимальны и не представляли угрозы”.

Так ли это? Главный руководитель программы “Шаттл” Рон Диттмор на пресс-конференции не делал секрета из того, что происходило за несколько минут до того, как “Колумбия” превратилась в огненный шар. По его словам, “температурный сенсор гидравлической системы левого крыла вышел из строя”. Это было точно зафиксировано в Центре управления полетами. В следующие мгновения на Земле принимали одно сообщение за другим о сбоях на борту: через пять минут отказал другой сенсор, а еще две минуты спустя вся связь с кораблем полностью прервалась. “Это было похоже на то, как будто кто-то просто перерезал провод”, — сказал Диттмор.

Конечно, проверяются и другие причины. Всего на сегодняшний момент их называют пять. А именно:

1. Старый корпус “шаттла” просто не выдержал нагрузки. В момент гибели он находился на высоте 60 км — это зона, разделяющая “внешний” космос и околоземное воздушное пространство. Именно в этой области челнок испытывает максимальные нагрузки, что для космического ветерана, каким была “Колумбия”, оказалось непосильным.

2. Возгорание и взрыв топлива — подробности этой версии не разглашаются, но она допускается американскими экспертами.

3. Смертельная навигационная ошибка при выборе траектории посадки, возможно, вызванная компьютерными проблемами. Дело в том, что траектория посадки “Колумбии” отличалась от обычной. Причиной называют особую секретность этого полета, поскольку на борту находился израильский космонавт, что могло привлечь внимание террористов. Поэтому хотя и маловероятной, но все же рассматривающейся наравне с другими версией называют:

4. Теракт. Не случайно в состав комиссии включены военные эксперты, которые участвовали в расследовании инцидента с американским эсминцем “Коул”, торпедированным смертником-камикадзе. Но если диверсия имела место, считают специалисты, то ее можно было “запрограммировать” только до запуска. В этом случае террориста следует искать среди обслуживающего персонала, готовившего “шаттл” к роковому полету. (Почти мистическим выглядит совпадение: среди техасских городков, на которые упали обломки челнока, есть один, который называется... Палестина.)

5. Наконец, последняя версия, самая простая и, вполне возможно, самая вероятная, — столкновение с метеором или “космическим мусором”. Эти незваные небесные гости ежедневно десятками входят в земную атмосферу и сгорают, как правило, на той же высоте, на которой нашла свою гибель несчастная “Колумбия”. В этом случае предотвратить катастрофу не могло ничто.

Семь секунд на семерых
Российские космонавты об американской трагедии

Космонавт-исследователь Борис МОРУКОВ, доктор медицинских наук, сотрудник Института медико-биологических проблем:

— С 8 по 20 сентября 2000-го мне довелось побывать на Международной космической станции. Добирались туда на “Атлантисе”. А перед полетом в космос я проходил длительную подготовку в Хьюстоне, в специальном центре НАСА. Поэтому кое с кем из экипажа погибшей “Колумбии” был знаком лично, в том числе с командиром корабля Риком Хасбандом. А с врачом экспедиции Дэвидом Брауном успел даже подружиться. Это был добрый и очень порядочный человек, высокопрофессиональный специалист. Знаю, что до перехода в НАСА он занимался сначала морской, а затем авиационной медициной. Наука потеряла настоящего подвижника.

Сейчас много дискутируют: мог ли кто-нибудь с “Колумбии” спастись? Учитывая большую высоту, на которой случилась трагедия, однозначно нет. У каждого члена экипажа есть персональный парашют, но применить его реально с высоты не более 10 километров. Конечно, на тренировках в Центре сотни раз отрабатываются действия в нештатных ситуациях, в том числе при приземлении. Каждое движение расписано по секундам. У каждого есть свои обязанности: один открывает эвакуационный люк, другой устанавливает штангу. К ней цепляются карабинами члены экипажа и выбрасываются из челнока. Все как в тяжелом самолете. Если парашют принудительно не раскрылся, дергают за кольцо. Сначала “шаттл” покидают так называемые специалисты миссии с нижней палубы. Затем — пилоты. Последним, как и положено, уходит командир.

Но инструкции полезны, когда есть запас времени и ЧП возникает хотя бы в 15 километрах от земли. У “Колумбии” запаса времени, похоже, не было, и развалился корабль на 60 тысячах метров.

Я не инженер и не берусь профессионально говорить о каких-то технических неполадках на “шаттле”. Но свои версии случившегося у меня есть. Ясно, что челнок подвергся огромным перегрузкам, гораздо большим, чем 3 g, на которые он рассчитан. У наших спускаемых аппаратов запас прочности солиднее — был случай, когда экипаж остался жив, испытав при посадке кратковременную перегрузку в 19 g.

Очень сомневаюсь, что на трагедию “Колумбии” повлиял возраст челнока. После каждого полета его изучают чуть ли не под микроскопом и делают необходимые замены деталей. Другое дело — возникшее лавинообразное разрушение термозащиты “шаттла”. Или, к чему я склоняюсь больше всего, нарушение режима аэродинамики спуска. Известно, что перед катастрофой с “Колумбией” на 7 секунд была потеряна радиосвязь и пошли сбои в телеметрии. Такое случается, когда нарушен вектор спуска: корабль мог задрать нос или, наоборот, просесть на глиссаде, превысить установленный крен... Судя по видеосъемкам, он развалился на три крупные части (хвост, кабина и грузовой отсек) и множество мелких. Экипаж был обречен...

Дальше события могут развиваться следующим образом. Примерно год-полтора уйдет на исследование причин трагедии. На это время от челноков придется отказаться. Один из вариантов — экспедицию на МКС эвакуируют с помощью нашего “Союза”, а саму станцию на какое-то время законсервируют. Другой вариант — как и планировалось, на МКС произойдет смена состава: от России космическую вахту примут Юрий Маленченко и Александр Калери, которых сейчас срочно отзывают из Хьюстона. Однако придется вносить коррективы в их подготовку, которая прежде ориентировалась на челноковый полет, а не на “Союз”. Поэтому не исключено, что экспедицию посещения с апреля перенесут на более поздний срок. Скорее всего — на месяц-полтора.


Космонавт-испытатель Валерий Токарев:

— Сейчас созванивался с ребятами, кто уже работал на МКС и кому вместе со мной предстоит туда лететь в июле в составе 8-й экспедиции. Все сходятся во мнении — станцию крайне нежелательно консервировать. О научных издержках подробно распространяться не стану — они огромны. Консервация, даже временная, может поставить под вопрос само существование МКС: ежедневно необходимо выполнять десятки операций для поддержания ее работоспособности. Наконец, беспилотная громадина весом под 100 тонн грозит в случае неуправляемого падения на Землю серьезными бедами. Поэтому надо искать пути дальнейшей работы на МКС.


Космонавт-исследователь Валерий Бабердин:

— Отказ от полетов на американских “шаттлах” только на первый взгляд кажется беспроблемным. Ну, летали до этого поочередно — то наш “Союз”, то их челнок... Теперь будут только на “Союзах”. Однако существовала четкая градация: средства жизнеобеспечения на МКС доставляли главным образом экипажи челноков. Они же осуществляли замену длительных экспедиций и выполняли монтажные работы на станции. А “Союзы” время от времени подключались к этой задаче. В ближайшие годы не планировалось увеличение интенсивности их полетов к МКС. Более того, специалисты предупреждали: запредельно малое финансирование программы “Союз”—“Протон” ставит под вопрос не только строительство новых, но и поддержание работоспособности старых космических аппаратов. Поэтому вести речь о переносе центра тяжести с “шаттлов” на наши корабли надо с большой оговоркой: если найдутся деньги...

Поломки "шаттлов"

Декабрь 1998 г. — сбой в работе гидравлической системы стал причиной отсрочки на двое суток полета космического корабля “Индевор”.

Декабрь 1999 г. — из-за поврежденного провода в двигательной системе и дефекта топливопровода дважды откладывался запуск челнока “Дискавери”.

Июль 2002 г. — после возвращения из полета на МКС космического корабля “Индевор” обнаружены неполадки в его системе подачи топлива. Аналогичные неисправности были обнаружены при проверке челноков “Атлантис”, “Колумбия” и “Дискавери”, в связи с чем НАСА отменило все полеты, запланированные на ближайшие два месяца.

Ноябрь 2002 г. — из-за обнаруженной всего за два часа до взлета утечки кислорода на борту был отменен полет корабля “Индевор”.

Катастрофы в космосе

27 января 1967 г. — при пожаре на корабле “Аполлон-1” во время предполетной тренировки сгорели заживо астронавты Вирджил Гриссом и Эдвард Уайт.

24 апреля 1967 г. — при возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы разбился космический корабль “Союз-1”. Погиб космонавт Владимир Комаров.

30 июня 1971 г. — при возвращении со станции “Салют” из-за разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж корабля “Союз-11” — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

28 января 1986 г. — при старте взорвался корабль многоразового использования “Челленджер” с семью астронавтами на борту. Погибли Грег Джарвис, Рональд Макнэйр, Криста Маколифф, Эллисон Онизука, Джудит Резник, Фрэнсис Скоби, Майкл Смит.



    Партнеры