Датский уголок

29 марта

29 марта 2007 в 00:00, просмотров: 427
  1989 год – первым советским хоккеистам разрешено перейти в НХЛ. Формально первым из наших соотечественников в НХЛ дебютировал в 1982 г. ленинградец Виктор Нечаев. Но он провел всего три матча в составе "Лос-Анджелес Кингз". Так же чисто формальным можно назвать появление весной 1989 г. в составе "Калгари Флэймз" форварда московских "Крыльев Советов" Сергея Пряхина. Он сыграл лишь один матч в розыгрыше Кубка Стэнли – высшего трофея НХЛ, закончившегося победой его нового клуба.
     Со следующего сезона Пряхин был не единственным русским в НХЛ. В лиге дебютировала вся великолепная "пятерка" ЦСКА и сборной СССР – Касатонов-Фетисов-Макаров-Ларионов-Крутов, а также защитник ЦСКА Сергей Стариков, латвийский "ветеран" Хельмут Балдерис и нападающий московского "Динамо" Анатолий Семенов. Причем последний, как и Пряхин, принял участие (и тоже символическое – два матча) в завоевании его клубом "Эдмонтон Ойлерс" Кубка Стэнли. Лучшим новичком сезона 1989/1990 гг. был признан Сергей Макаров ("Калгари Флэймз"). Правда, новичком его можно было назвать с большой натяжкой. Сергей к моменту дебюта в НХЛ имел за плечами 12-летний опыт выступлений за сборную СССР, в составе которой неоднократно становился чемпионом мира и Олимпийских Игр. Тогда-то и было принято решение ввести возрастные ограничения для претендентов на завоевание этого титула.
     Наши в НХЛ см. www.rusedina.org/?id=1752; Россияне в НХЛ см. http://nhlstars.kulichki.net/; Первый советский легионер см. http://www.altapress.ru/for_print.php?news_id=7256; Александр Могильный. История побега см. http://www.peoples.ru/sport/hockey/mogilniy/;
     
     1971 год – американский лейтенант Уильям Кэлли приговорен к пожизненному заключению за массовое убийство жителей вьетнамской деревушки. Это случилось 16 марта 1968 года в крошечной деревушке Сонгми, расположенной на восточном побережье Южно-Китайского моря.
     В этот день рота "Чарли" из состава 11-й пехотной бригады ворвалась в беззащитную деревню на прибрежной равнине и хладнокровно уничтожила около пятисот ее жителей - мужчин, женщин и детей. Стариков сбрасывали во рвы и закалывали штыками, беременным женщинам вспарывали животы, а тех, кто пытался выбраться из этого ада, швыряли обратно на кучи мертвых тел...
     Коллективное безумие, охватившее роту "Чарли", так и осталось загадкой. Тем более что за это преступление был наказан только лейтенант Уильям Келли.
     Вьетнамцы недоумевали: чем они навлекли на себя такой гнев чужеземцев? Но Сонгми, да и все другие деревни Вьетнама рассматривались американским военным командованием как партизанские базы бойцов-вьетконговцев, которые с помощью крестьян не без успеха противостояли самой мощной державе мира. Разочарование, вызванное трудностями ведения боевых действий против невидимой и неуловимой армии Хо Ши Мина, перерастало у американских военачальников в труднообъяснимую жестокость. Они начали применять тактику "выжженной земли". Когда рота "Чарли" вступила в Сонгми, семьдесят процентов деревень в провинции Куангнгай в результате такой политики были стерты с лица земли, но ведь милосердие никогда и не было обязательным атрибутом войны.
     Вот что тогда говорил по этому поводу один из американских пехотинцев: "Мы называли их коротышками, узкоглазыми, недоделками, придумывали им другие презрительные клички. Вьетконговцы для нас не были людьми. Мы никогда не относились к ним как к людям. Они были для нас чем-то абстрактным, тварями, которые хотели убить нас, и мы просто убивали их первыми. Это касалось всех, от малолеток до стариков. Вот что сделал с нами Вьетнам".
     Все подробности трагедии (с фото) см. http://galaxy.com.ua/publications/history/13/5.htm;
     
     1891 год – русский император Александр III подписал рескрипт о строительстве крупнейшей в мире Транссибирской железной дороги. Началу работ Александр III придал смысл чрезвычайного события в жизни империи, о чем свидетельствует текст рескрипта царя на имя наследника российского престола: "Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути".
     Николай Александрович выполнил указание августейшего родителя. 19 мая (31 мая по новому стилю) 1891 года в 10 часов утра в двух с половиной верстах от города в роскошном павильоне был совершен молебен по случаю закладки дороги. Цесаревич принял также участие в закладке первого камня железнодорожного вокзала и серебряной пластины, изготовленной в Санкт-Петербурге по образцу, одобренному императором. Так началось грандиозное и трудное строительство. По быстроте сооружения (в течение 12 лет), по протяженности (7,5 тыс. км), трудностям строительства и объемам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знала себе равных во всем мире.
     Этапы истории см http://www.transsib.ru/history-review.htm;
     
     1994 год – Казахстан принял решение сдать России ракетный космодром Байконур в аренду на 20 лет. В соответствии с подписанным позднее Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан использование комплекса осуществляется РФ (стоимость аренды космодрома $115 миллионов в год). Срок аренды Байконура - 20 лет с возможным его дальнейшим продолжением.
     С момента своего образования космодром вводил в структуру Министерства обороны СССР (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы). После распада СССР космодром стал собственностью Республики Казахстан.
     Справка и обширный фотоочерк см. http://www.buran.ru/htm/baykonur.htm;


Партнеры