Причем мир в данном случае можно воспринимать буквально, как совокупность всех стран. Потому что народный танец он воспринимал как пластический портрет народа и, творчески, с огромной любовью перерабатывая этот богатейший материал, воссоздал огромное количество таких портретов. И еще потому, что со своими постановками он побывал более чем в шестидесяти странах мира. Сам хореограф шутил, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию.
Первое, что вспоминают все, кто знал Игоря Моисеева и работал с ним – это его огромная энергия и работоспособность. Источником ее является огромная любовь к миру и талант автора. А как говорил кто-то из великих – «талант – это желание сделать что-то».
Именно таким подходом всю жизнь руководствовался Игорь Моисеев.
Очень хотел еще будучи молодым танцовщиком Большого театра самостоятельно ставить танцы, и ставил, преодолевая условности и стандарты, существовавшие в театре.
Всегда любил именно народный танец, и сделал все для создания профессионального ансамбля народного танца.
«Я не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец, - говорил он. - Он румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды».
А в 1943 году получил разрешение организовать школу народного танца, где готовятся будущие солисты ансамбля.
Уникальный художественный коллектив быстро получил признание и не знал ни одного провала за всю историю.
Артист кордебалета, солист, балетмейстер – этот путь Игорь Моисеев прошел уже к 24 годам. На сцене Большого театра появляются яркие, оригинальные балеты Моисеева – «Саламбо» (1932-й год, на сюжет Флобера) и «Три толстяка» (1935-й год, по мотивам сказки Ю.Олеши).
Первая репетиция дебютной программы «Танцы народов СССР» состоялась 10 февраля 1937 года. С того дня и до сей поры Игорь Моисеев является бессменным художественным руководителем Государственного академического ансамбля народного танца, который сразу же назвали «моисеевским».
В годы Второй мировой войны И.Моисеев совершил настоящий подвиг, сумев сохранить свой ансамбль, при этом ничего не взяв у государства. Зарабатывали сами и даже внесли полтора миллиона в фонд обороны. Сразу после Победы, в 1945-м, Ансамбль народного танца начал выступать c зарубежными гастролями. Моисеевцы выступили перед финнами, которые, не забыв войны 1939-40 годов, смотрели на русских артистов вызывающе, демонстративно скрестив руки. И, тем не менее, они не удержались от оваций. Стихия красоты и профессионального совершенства пробивала любую «броню». Именно поэтому о политике и политиках он говорил, что они ему никогда не мешали.
Перечислить все постановки Игоря Моисеева в одной статье невозможно. Даже циклы, в которые они объединены, составляют довольно внушительный список: ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА (в репертуаре ансамбля около трехсот танцев народов мира), ТАНЦЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ, ЦИКЛ "СОВЕТСКИЕ КАРТИНКИ", Класс-концерт «ДОРОГА К ТАНЦУ», НА КАТКЕ (на музыку Иоганна Штрауса), спектакль «НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ»на музыку М.П. Мусоргского и многие другие.
Не менее внушителен и список титулов и многочисленных отечественных и зарубежных наград Игоря Моисеева. Король Испании Хуан Карлос II вручил ему испанский Орден «За гражданские заслуги», Французская Академия музыки и танца избрала его своим действительным членом, американцы - удостоили премии «Оскар» в области танца.
Но самое его достижения, конечно, нельзя измерить в наградах и титулах. Создав свой уникальный ансамбль и школу при нем, он возродил и вывел на совершенно новый уровень высоту народный танец. Школа, созданная маэстро, будет жить и после его смерти.