Мгновение в жизни Бежара

Великий хореограф, перевернувший мир классического танца, умер сегодня в возрасте 80 лет.

22 ноября 2007 в 18:58, просмотров: 3320

«Я родился в Марселе 1 января 1927 года» - так Морис Бежар начинает свою книгу «Мгновение в жизни другого». Танцевать он начал в 14 лет. Для классического танцовщика это очень поздно. К тому же пропорции у юноши были далеки от античных, и роман с классическим балетом у Бежара не сложился. И поэтому он создал свой собственный балет. Балет, выросший из абсолютно классической основы и одновременно возвращающий танец к его истокам – традиционному, ритуальному танцу, столь же древнему, как сам мир, экспрессия которых одинаково легко считывается как европейцами, так и африканцами.

В 1945 году он переезжает в Париж и в течение нескольких лет берет уроки у знаменитых преподавателей: Лео Статса, Любови Егоровой, мадам Рузан и у госпожи Волковой в Лондоне. Главное правило, которое юноша усвоил на всю жизнь - «Работать, лентяй!».

Отсюда его уважение к станку, который он называет основой своего танца. "Станок для танца - это то же, что становой хребет для тела; танец стоит благодаря станку, и всякий раз, когда танец начинает заигрывать с беспозвоночными моллюсками, необходимо срочно вернуться к станку", - пишет он в своей книге. Станок – это тот невидимый для зрителя, но от этого не менее тяжелый каждодневный труд, из которого в конечном итоге рождается волшебство танца.

Источником своего таланта сам хореограф называл всеобъемлющую любовь и свет.

И не соглашался с теми, кто называл его творцом. Потому что Творец – один. «Творец – это тот, кто создал что-то из ничего. Я же создаю что-то из чего-то уже созданного не мной».

Его материал – это тело, пластика, свет, цвет, музыка, слова и даже голос. И с их помощью он воссоздавал мир, который впитывал всем своим существом, потому что любил, и который был для него неисчерпаемым источником вдохновения. Маэстро не раз говорил о том, что, придумывая хореографию, он отталкивается в первую очередь от тела и пластики артиста.

Чтобы познать его мир, не обязательно читать сотни страниц биографии мастера. Достаточно посмотреть его спектакли, в которых есть и детское ощущение рождества, и такой многоцветный Париж 40-х годов, как в ярком и праздничном «Щелкунчике», и нежность, страсть и чувственность, которыми наполнены все его спектакли.

Очень большую роль в спектаклях Бежара играет свет. Свет как символ чего-то высшего, что руководит нами и делает нашу жизнь осмысленной.

Не случайно один из последних спектаклей Бежара "Брель и Барбара" имеет и другое название - "Свет". Он рассказывает о свете, кинематографе и человеческих взаимоотношениях. В этом балете, который был создан в 2001 году, отражается весь Бежар - и хореограф, и мыслитель, приверженец зороастризма, и писатель, и просто очень сентиментальный человек. О том, как ставился этот спектакль, рассказано в фильме Марселя Шюпбаха «Б как Бежар». Это четыре месяца из жизни 75-летнего Мориса Бежара. В нем режиссер следует за Морисом Бежаром по лабиринту создания одного из последних балетов мастера - «Свет» (Lumière). 75-летний Бежар проводит репетиции перед премьерой с изумляющей молодостью. Его страстная любовь к жизни брызжет в этом спектакле, объединившем музыку трех мастеров, оказавших огромное влияние на творчество балетмейстера: Баха, Бреля и Барбары. И, глядя как работает Бежар, мы видим в нем Бежара-мужчину и Бежара-мальчика, оставшегося в нем навсегда.

Лучшим посвящением мастеру можно считать созданный им самим спектакль на музыку Queen  и Моцарта "Ballet for life" с эпиграфом "всем ушедшим раньше времени".

За пятьдесят лет своей карьеры Морис Бежар создал несколько балетных школ, среди которых – знаменитые Mudra de Bruxelles и «Ballet du XXe siècle» (Балет XX века). Поэтому мы можем надеяться,  что дело мастера не умрет вместе с ним. Его продолжат ученики.

Сегодня достойным преемником Бежара в качестве руководителя труппы мог бы стать ведущий солист балета Бежара опытный и талантливый Жиль Роман. Но это будет уже совсем другая история. История, отмеченная гением великого хореографа. Шоу должно продолжаться.

 



    Партнеры