Смертный приговор Алексаняну

Больного СПИДом, ослепшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна Верховный суд РФ оставил во вторник умирать в СИЗО.

Напомним, Алексанян был начальником правового управления “ЮКОСа” и представлял в качестве адвоката интересы экс-главы компании Михаила Ходорковского и бывшего главы компании “ЮКОС-Москва” Василия Шахновского. Его арест по обвинению в присвоении чужого имущества и отмывании денежных средств Симоновский суд Москвы санкционировал 6 апреля 2006 года. Позже к этим обвинениям Генпрокуратура добавила уклонение от уплаты налогов. Но потом часть обвинений отпала и в настоящее время остались хищение в 1998-99 гг. имущества ОАО “Томскнефть ВНК” и акций нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих ОАО “Восточная нефтяная компания”, на общую сумму около 12 млрд рублей и легализацию имущества ОАО “Томскнефть” на сумму 8 млрд 60 млн рублей.

 О том, что Алексанян неизлечимо болен, стало известно на прошлой неделе на заседании ВС РФ при рассмотрении жалобы на продление его содержания под стражей. Диагноз как бы невзначай разгласил представитель Генпрокуратуры Владимир Хомутовский. Возражая приобщению адвокатами к жалобе дополнительных медицинских документов, прокурор так и сказал: “возражаю, потому что в них идет речь о заболевании Алексаняна СПИДом, а эти сведения уже содержатся в основной жалобе”.

Собственно на этом заседание тогда и закончилось. И в тот же день ФСИН официально заявил, что Алексанян сам отказывается от лечения.

Во вторник все началось с того, что перед журналистами просто закрыли двери на замок. “Вам огласят решение”, — коротко объяснили нам.

Однако, это было вопиющим нарушением, поскольку решение о закрытии процесса принимают судьи в заседании и должны пояснить, на каком основании. А оснований как раз не было никаких — Алексанян, после того как стало известно о его болезни, не возражал против присутствия СМИ.

Возмущенные журналисты заявили, что обязательно напишут об “открытости” Верховного суда и минут через пять двери зала все-таки открылись.

Снова рассматривался вопрос, правильно ли Мосгорсуд принял решение не выпускать Алексаняна из СИЗО. Прокурор Хомутовский поддержал ходатайство следователей — продлить арест Алексаняна до 2 марта. В связи с тем, что Алексанян и его адвокаты “ознакомились с 96 страницами дела из 113”.

Адвокаты, напротив, настаивали на немедленном освобождении своего подзащитного. Во-первых, потому что только по причине ознакомления с делом продолжать держать его под стражей уже нельзя по закону, а других причин в ходатайстве не содержалось. Во-вторых, тем же следствием срок ознакомления Алексаняна с делом был ограничен до 15 декабря и все протоколы об окончании чтения материалов давно подписаны. А в-третьих, что чрезвычайно важно, здоровье Алексаняна в СИЗО сильно ухудшилось. Его болезнь перешла во вторую стадию, при этом никакого лечения он за все время не получал и не получает.

— Есть соглашения между Минздравом и Минюстом строго регламентирующее содержание ВИЧ-инфицированных в СИЗО, — пояснила адвокат Елена Львова. — Оно возможно только в случае, если Алексаняну будет обеспечено необходимое лечение. Пока болезнь была в первой стадии — его обязаны были лечить амбулаторно, чего не делалось. Теперь ему жизненно необходимо лечение в специализированном стационаре. И поэтому держать его под стражей — незаконно. Также неправда, что Алексанян отказывался от лечения. Представленная СИЗО справка, об отказе от лечения, не может приниматься во внимание, т.к. она не заменяет официального бланка, установленного законом, с личными подписями лечащего врача и Алексаняна, которого не существует.

Кроме того, по словам адвокатов, Алексанян полностью ослеп на один глаз и почти совсем не видит другим и “это исключает назначение ему наказания, связанного с лишением свободы”, а потому, и вовсе делает его заключение бессмысленным.

Алексанян присутствовал на заседании посредством видеоконференции. На экране было хорошо видно, что чувствует он себя очень плохо: во время выступления адвокатов он с трудом держал голову, то и дело опуская ее на руки.

— Тому, кто утверждает, что я отказываюсь от лечения, я хотел бы отдать свое тело хоть на 10 минут, чтобы он испытал все муки ада, что испытал я. У меня ребенок 2002 года рождения. Это я не хочу лечиться? Это мне не хочется жить? — с надрывом произнес он.

Во время выступления Алексанян сильно кашлял, его голос дрожал и то и дело прерывался. Иногда его прерывали судьи, требуя быть “ближе к делу”. Но он продолжал:

— Я прошу все же выслушать меня. Я умолял вывезти меня к врачу, но мне отказывали, даже в выдаче необходимых обезболивающих лекарств. Год я спал одетым, а по стенам текла вода. Это 21 век, вы что делаете?

И Алексанян рассказал свою версию отчего так происходит. “28 декабря 2006 года меня под предлогом ознакомления с материалами дела меня вывезли в прокуратуру и следователь Каримов лично предложил мне сделку: “Руководство Генпрокуратуры понимает, что вам необходимо лечиться. (Я в это время уже месяц находился в СИЗО без лечения.) И может даже за границей. Нам необходимы ваши показания, поскольку недостаточно доказательств, чтобы предъявить обвинение Ходорковскому и Лебедеву”. И предложил такую схему: он выносит постановление о переводе меня в ИВС на Петровке, “там с вами поработают и когда получим нужные показания, обменяем их на постановление об изменении меры пресечения”. Но я отказался, не стал оговаривать людей, не стал покупать таким образом свою жизнь. А дальше мне ухудшили условия содержания. Меня держали в таких камерах, где на стенах висит грибок, зная, что у меня иммунодефицит. Это фашисты настоящие”.

Председательствующий суда спросил его: “Какого решения вы ждете от Верховного суда?”

— Справедливого, гуманного, — ответил тот.

На вынесение решения ушло минут 15. Когда судьи его огласили, то немало озадачили всех присутствующих:

— Учитывая, что обвинение утверждено, а дело направлено в суд для рассмотрения по существу, постановление Мосгорсуда оставить без изменения.

Адвокат Елена Львова так прокомментировала это решение:

— Суд вынес незаконное и необоснованное решение. Ни стороны, ни Алексанян не были осведомлены, что обвинение уже утверждено, а дело передано в суд. Это почему-то держалось в тайне. Получается, что эту информацию суд получил в совещательной комнате? Но судьи не имеют право получать информацию от кого-либо, кроме сторон в процессе. Они обязаны были рассмотреть доводы Алексаняна и вынести решение по существу, но ни в коем случае не должны были основывать свое решение на информации, которой не было в деле. Это неконституционно.

Европейский суд, по словам Львовой, “уже трижды требовал помещения Алексаняна в специализированную больницу для лечения его заболеваний (за время нахождения в СИЗО к СПИДу присоединились еще как минимум три опасных болезни, в т.ч. туберкулез. Сейчас Алексанян находится в инфекционном отделении СИЗО “Матросская тишина” и лечащий врач в последний раз являлась к нему 29 декабря). Однако, все эти требования были проигнорированы. В последнем решении ЕС сказано: в случае летального исхода Алексаняна Европейский суд будет ставить вопрос к России о неисполнении Женевской конвенции в части гарантий права на жизнь и о применении пыток”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру