Конкурс третьей свежести

Регионы-победители конкурса на комплексную модернизацию образования накажут рублем.

29 января 2008 в 11:36, просмотров: 734

 Минобрнауки подвело годовые итоги главного направления нацпроекта «Образование» - двухлетнего конкурса комплексной модернизации. Оказалось, что монолитная поначалу группа победителей 2007 года распалась на три «сорта свежести»: полностью выполнила свои обязательства лишь половина регионов; полноценное участие большинства остальных под вопросом; а несколько аутсайдеров не сделали фактически ничего. Последних приговорили к усекновению грантов. 

В общей сложности конкурс 2007 года выиграл 21 регион. Каждый из них поклялся провести у себя комплексную реформу образования, за что государство выделило более 4 млрд рублей на всех. Сопоставимые суммы вложили местные власти и бизнес, что довело финансирование образовательных систем победителей до невиданных масштабов. Однако механическое увеличение бюджета образования его проблем не решило – выяснилось, что нужно уметь распорядиться деньгами, а, главное, убедить людей, что реформы, под которые их дали, пойдут им во благо. Здесь и возникла заминка. 

Полностью обязательства по реформированию, и главное -- по введению нормативно-подушевого финансирования школы и переходу на новую систему оплаты труда учителей, смогли выполнить лишь 10 регионов-победителей, сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Все они продолжат участие в конкурсе, а, значит, получат следующий транш из федерального бюджета -- соответствующие контракты на следующий год с ними уже подписаны. 

11 территорий свои обязательства по отработке федеральных средств выполнили частично. Большинство не вписалась в параметры, признанные неглавными – например, толком не распорядились выигранными грантами. С ними также заключат договор, но не на год, как с группой «первой свежести», а лишь на полгода (ровно столько же, понятно, продлится и выплата грантов из федеральной казны). Финансировать ли победителей «второй свежести» дальше, по истечении этого срока решит специальная комиссия. 

Победители же «третьей» категории свежести (в общей сложности – четыре региона, рассказал «МК» Андрей Фурсенко, но назвать их поименно отказался) не смогли выполнить главного условия – сломать традиционные системы оплаты труда педагогов и финансирования школ и заменить их новыми. За это, по словам министра, с ними хоть и заключат договор на полгода, но грант урежут. Впрочем, окончательное решение в каждом случае примет ответственная комиссия, отметил он. 

Разговоры о неспособности регионов освоить собственные гранты идут не менее полугода, так что плачевное положение, в котором оказались некоторые победители конкурса не вызывает удивления. Важно другое. Опыт лидеров комплексной модернизации образования на местах доказывает: цена ее достижений крайне высока, а надежных критериев проверки верности решений так и появилось. 

Так, основным достижением перехода на новую систему оплаты труда учителей  считается рост их зарплат  -- в Калининградской области например, на 50%, а в Краснодарском крае, где зарплаты учителей увязали  с величиной окладов директоров школ – аж на 70%. Часть средств, по словам министра образования Калининградской области Натальи Шерри дало перераспределение между зарплатами учителей, которые работают «хорошо», и тех, кто работает «плохо». Однако единого критерия оценки «что такое хорошо, и что такое плохо» в регионе нет (в лучшем случае он появится на будущий год), и чаще всего о качестве работы учителя судят по результатам сдачи ЕГЭ (единого государственного экзамена) и по данным внутреннего школьного аудита, рассказала она «МК». 

Между тем оба параметра крайне сомнительны. Миф о надежности результатов ЕГЭ развеяли скандалы 2007 года. Самоаудит как основа для дележа зарплат, пусть и основанный на «коллективном» принятии решений, на чем настаивает госпожа Шерри, также, мягко говоря, не бесспорен. Особенно, если с его помощью одному учителю дают 40 тыс. рублей в месяц, а другому -- менее 10 тыс. Не удивительно, что даже по официальным данным, против такой схемы выступает каждый пятый учитель области. 

В оппозиции и каждая десятая школа. С переходом на новую систему финансирования по схеме «деньги следуют за учеником», школы, по словам Шерри, «вступили в реальную конкуренцию». Но где конкуренция, там и разорение. И в общей сложности, призналась она «МК», не выдержав ее, в области за год 20 школ закрылись, а  еще 23 понизили статус до филиалов (все они сельские, и, по словам Шерри, «плохо оснащенные»). В некоторых местах возникли конфликты с родителями. 

Пока в Калининградской области работают 202 школы, но столько, по словам министра образования, «не нужно: достаточно не более 100 крупных школ». А, значит, несмотря на протесты местного населения, список исчезнувших школ пополнится. И не только в самом западном регионе России. К 2010 году тем же путем пойдут все территории – именно тогда, по оценке главы Минобрнауки, новая система оплаты труда окончательно вытеснит старую. Пока же в эксперимент втянулась десятка победителей второго этапа конкурса регионов. Это -- Кабардино-Балкария; Карелия; Алтай; Алтайские и Пермский края; Амурская, Калужская, Томская и Саратовская области; Еврейская АО. Именно им, кстати, достанутся деньги, снятые государством с развенчанных лидеров предыдущего этапа.



Партнеры