Обязательства по перечислению

Президентской совет по нацпроектам подводит итоги реформы образования.

4 февраля 2008 в 19:02, просмотров: 787

В понедельник президиум президентского совета по нацпроектам подвел итоги конкурса на комплексную модернизацию региональных систем образования за 2007 год (напомним, что победителями  первого тура стала  21 территория). 

С одной стороны, объявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, регионы-победители многого добились. И прежде всего – в финансовом плане. С переходом на новую систему оплаты труда учителей (в зависимости от результата работы) выросли зарплаты – в среднем на четверть, а у лучших учителей на 80%. Количество школ, перешедших на  нормативно-подушевое финансирование по принципу «Деньги следуют за учеником», возросло на треть. И все они вступили в конкуренцию «за каждого ученика, что способствует повышению качества образовательных услуг», – напомнил Медведев. 

Система образования, вроде бы, становится более прозрачной: по словам первого вице-премьера, «формируются механизмы прямого влияния родителей и самих учеников на организацию учебного процесса, и в том числе – при оценке качества труда педагогов», «растет число школ, которые публикуют отчеты о своей образовательной и хозяйственной деятельности». Последних, правда, явно немного, да и степень их открытости невелика: по словам Медведева, лишь «в будущем доступ к таким отчетам, например, через электронные сети, должны иметь все, а не только органы образования и специально интересующиеся личности, но обычные родители и ученики». Пока же этого нет – во всяком случае, в массовом порядке. 

Так и не сложилась, признал он, целостная система внешней оценки качества образовательных услуг. А заодно – и современные модели аттестации учителей. Между тем крайне важно, подчеркнул Медведев, «чтобы новые формы оплаты труда при всем их отраслевом и региональном многообразии были основаны на общем методологическом подходе». Не удается, как оказалось, и «обеспечить оптимальное соотношение учителей и административно-управленческого персонала в образовательных учреждениях. Это также довольно большая проблема – особенно с учетом демографических тенденций, которые пока нам не удалось переломить», – признал главный кремлевский куратор нацпроекта «Образование». Главное же, подчеркнул он затем, – «добиться, чтобы регионы полностью выполнили взятые обязательства» по реформированию». 

Информация о том, что сразу несколько победителей конкурса на комплексную модернизацию образования не могут выполнить взятых на себя обязательств, появилась давно. (Главного условия – перейти на новые формы оплаты труда учителей и финансирования школы – на начало года не выполнил фактически каждый пятый из них, рассказал «МК» глава Минобрнауки Андрей Фурсенко). Теперь она нашла подтверждение и в президентском совете по нацпроектам.

Как именно государство намерено «добиваться» от регионов выполнения невыполненных обязательств, Медведев разъяснять не стал. Однако «МК» стало известно, что на этот счет существует две точки зрения. Группа «ястребов» выступает за «силовые» методы, включая «публичные наказания» отступников и их «клеймение позором». Их оппоненты, рассказал «МК» главный модератор конкурса, ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, считают, что такой подход «не принесет ничего, кроме приписок». Самым эффективным, по их мнению, является принцип «стимулирования и прославления» или «Деньги в обмен на обязательства»: «ввел новшество – получи государственную поддержку». 

До сих пор именно этим путем государство и шло, привлекая к участию в нацпроекте «Образование» все новые регионы (только что, подтвердил глава экспертного управления президента России Аркадий Дворкович, победителями нового направления – конкурса школьного питания стали еще 14 территорий). Сохранится ли этот подход и впредь, станет ясно на заседании Совета по реализации нацпроектов, назначенном на 28 февраля 2008 года – именно там и будут подведены официальные итоги реформирования образования. 

Впрочем, надеется главный модератор конкурса на комплексную модернизацию образования Александр Адамский, на Совете может быть восполнен еще один существенный пробел – на этот раз возникший по вине государства: «До сих пор государство так и не сформулировало четких правил и целей комплексной модернизации. В частности – что понимается под результативностью и качеством образования, провозглашенного, главной целью нацпроекта. Надеюсь, что это определение прозвучит из уст Владимира Путина или Дмитрия Медведева».





Партнеры