Триллион на пессимизацию школы

Школу ждут новые времена.

Усиленное госфинансирование образования продолжится, заявил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко на всероссийском совещании управленцев образованием в пятницу. Причем вслед за количественными показателями улучшатся и качественные.

Несмотря на ежегодный прирост бюджета образования на 25% (в 2008 году он впервые достиг 1,3 трлн рублей), до сих пор процесс носил «одноразовый» характер – государство могло выделять, а могло и не выделять отрасли дополнительные средства. Теперь все изменится. По словам Фурсенко, в стратегию развития России до 2020 года закладывается значительное увеличение процента ВВП, выделяемого на образование. А, значит, обязательства государства по повышенному финансированию образования будут закреплены законодательно.

Сколько именно страна не пожалеет на обучение молодого поколения, пока не решено. Однако «обсуждаемые цифры – 5% – 5,5% – 6% ВВП», – рассказал «МК» министр. Средства немалые (сейчас финансирование российского образования не дотягивает и до 4% ВВП) – вопрос лишь в том, под что государство их выдает. Глава Минобрнауки считает, что «деньги должны быть потрачены на переструктурирование образовательной сети. Без этого при ухудшении нефтяной конъюнктуры государство не сможет выполнить социальных обязательств ни перед учителями, ни перед детьми».

Прежде всего продолжится сокращение количества «нерентабельных» школ, которое в министерстве называют «оптимизацией», а на местах – «пессимизацией» системы образования. Уцелевшие школы войдут в новые финансово-экономические реалии и получат соответствующую структуру менеджмента. Помимо должностей тьютора и диспетчера там вскоре появятся генеральные директора и их замы. Нынешние же директора школ пройдут поголовную сертификацию менеджерских навыков.

Коснутся перемены и учащихся, причем некоторые будут носить «революционный характер», предупредил директор департамента госполитики Минобрнауки Игорь Реморенко. Прежде всего, Минобрнауки предлагает принципиально изменить оценку качества подготовки выпускников школ. Пока ее единственным критерием являются оценки аттестата, но вскоре их могут дополнить оценки за внеучебные достижения школьника. Таковыми, по словам Реморенко, могут быть наличие лидерских качеств выпускника, степень его участия в жизни школы, личный портфолио, а также результаты участия в школьных олимпиадах. Все они, подчеркнул Реморенко, «будут не менее значимы, чем учебные достижения. А некоторые вузы (преимущественно гуманитарные, отметил он) смогут даже засчитывать их в качестве вступительных экзаменов».

В аттестатах может появиться запись «Участие в школьной жизни», которую будут оценивать по 100-балльной системе. А это значит, что помимо способностей к учебе на будущее выпускника начнут влиять и его личные качества. Впрочем, академические способности также не останутся без внимания. Минобрнауки предлагает освобождать от сдачи выпускного экзамена по профильному предмету победителей олимпиад, причем не только всероссийских, но и некоторых региональных. Вместо этого всем победителям «автоматом» проставят в аттестаты «пятерки» по «их» предмету.

Все это, правда, пока в перспективе. А вот легкая жизнь для заваливших единый государственный экзамен (ЕГЭ) заканчивается уже сейчас. До сих пор по принципу «три пишем – два в уме» учителя все равно выставляли в их аттестаты итоговые «тройки». В 2008 году эта возможность сохранится лишь для трех предметов – русского языка, математики и литературы. Все остальные, предупредил глава Рособрнадзора Виктор Болотов, придется сдавать «хотя бы на троечку». Иначе аттестата не дадут, а пересдать хвосты получится только осенью – правда, уже в традиционной форме. Впрочем, одно послабление все же добавится: с 2008 года вводятся базовый и профильный уровни изучения школьных предметов. Это позволит значительно снизить границу «троек» по непрофильным предметам (например, по математике для гуманитарных классов), а, значит, сократить количество потенциальных двоечников.

Еще одно новое веяние. Школа вплотную займется воспитанием детей – преимущественно в рамках блока «Духовно-нравственное развитие», центральное место в котором отводится религиоведению. Единого политкорректного курса по истории мировых религий, о введении которого еще недавно говорили как о решенном деле, оказывается, не будет. Чем его заменить, пока не решили, но, скорее всего, считает глава Российской академии наук (РАО) Николай Никандров, «представители разных религий и конфессий будут рассказывать каждый свое» – будь то основы православной или исламской культуры. Для детей же из семей атеистов РАО разработало «нерелигиозное пособие по духовно-нравственному развитию».

Тем временем способностями и навыками школьников вплотную займутся ученые. Для начала они попытаются понять, что не так на средней и старшей ступенях российского среднего образования – в частности, почему международное тестирование подтверждает высокий уровень подготовки учащихся младших классов и более чем средний у остальных. Кроме того, школьников начнут диагностировать на наличие готовности учиться – сначала перед первым классом, а затем перед четвертым.

Коснутся перемены и детсадов с ПТУ – хотя на них, судя по всему, государство собирается сэкономить. Правда, зарплаты воспитателей детских дошкольных учреждений обещают увеличить на треть. Однако о выделении дополнительных средств на развитие материально-технической базы детских дошкольных учреждений речь по-прежнему не идет. Что же касается системы профтехобразования, то ее благосостоянием государство, похоже, собирается озаботить бизнес. Участие работодателя становится обязательным условием госаккредитации ПТУ.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру