Если цены растут у вас, значит вами займется ФАС

Игорь АРТЕМЬЕВ: «Только проведение честных аукционов сэкономило государству 250 млрд. рублей за 2 года».

Глава Федеральный антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев — один из самых желанных гостей в «МК». С одной стороны, поскольку он всегда откровенен в ответах (мечта журналиста). С другой, потому что именно от его службы зависит ситуация с ростом цен на продукты и топливо, с состоянием малого бизнеса, с разумной тратой государственных средств. Вот и в этот раз, придя к нам в гости, он не отказался ответить ни на один вопрос.

— Игорь Юрьевич, в прошлом году очень много надежд было связано с принятием закона «О конкуренции», с новыми штрафными санкциями. Но о громких процессах почему-то до сих пор ничего не слышно…

— Давайте вспомним, что мы с самого начала заявляли о необходимости адаптационного периода для бизнеса. Для того, чтобы все могли осознать наступление новых юридических реалий. Я и тогда говорил, и сейчас могу повторить, что этот период может занять от года до полутора лет. И могу со всей ответственностью заявить, что 13 мая адаптационный период заканчивается. С  этого дня мы перестанем относительно лояльно относиться к компаниям, которые разрушают малый бизнес, наносят ущерб государству. Это не значит, что мы смотрели на них сквозь пальцы, просто не применяли штрафные санкции в полном объеме. Вы представляете себе, чем обернуться для компании штраф за однократное нарушение антимонопольного законодательства в размере до 15% от оборота? Полным крахом. Но — наступает период зрелой ответственности за свои действия и поступки. Которая и варьируется в диапазоне от 1% до 15% от оборота. И те, кто хочет сохранить и развивать бизнес, должны соблюдать законы.

— Недавно омбудсмен Лукин на встрече с президентом Владимиром Путиным рассказал, что количество жалоб от граждан на произвол чиновников за прошлый год выросло. Ваша служба контролирует систему госзакупок, в которой ключевую роль играют тоже чиновники…

— За прошлый год мы получили свыше 10,5 тысяч жалоб на госчиновников, в частности по организации аукционов для выполнения госзаказа. И свыше 51% жалоб были удовлетворены. Особо хочу отметить, что за два года за счет аукционов государству было сэкономлено 250 млрд. рублей. Для сравнения, все федеральное здравоохранение обходится в 206 млрд. Сейчас практически ежемесячно удваивается количество жалоб от малого бизнеса на административный произвол, и это хороший признак: люди перестают бояться. Наверное, и потому, что видят результаты: ведь свыше 90% всех дел по защите малого бизнеса в судах мы выиграли.

— В стране очень активно идет процесс создания госкорпораций. Что ни день, то новое название на слуху. Каково отношение к этому антимонопольного ведомства?

— Если речь идет о временной, как недавно подчеркивал президент, концентрации активов и ресурсов, то это одно дело. Если же о создании новых монополий на долгие годы, то совсем другое. Буквально на днях озвучили идею создания госкорпорации по дорожному строительству. Я считаю, что такая не нужна. Правда, после выступления Путина, они теперь стали называть их не госкорпорациями, а госкомпаниями. Но суть ведь не в названии.

Мы категорически намерены в этом году добиться принятия нового закона о естественных монополиях, жесточайшего в их отношении. А то для них ныне действующий закон 95-го года — всего лишь удобная ширма.

— Но ведь у них есть много хорошего, обширные социальные программы…

— О хорошем вы у них спрашивайте, они вам все расскажут, а я из антимонопольного ведомства. Моя задача — защищать потребителей и производителей.

— Кстати, о потребителях, что творится с новым законом «О торговле», против которого так выступают торговля?

— Заметим, в первую очередь, крупные сети. Которые тоже не хотят получать штрафы в 15% от оборота. Дело в том, что сейчас мы можем проверять лишь те компании, чья доля на рынке превышает 35%. А среди розничной торговли таких нет. Как максимум, они подходят к этой грани, но не переступают ее. А по новому закону эта планка снижается до 10-15%. И они очень боятся, что в этом случае мы придем, и за такие пункты в их договорах, как «оплата через 180 дней после реализации», «оплата поставщиком украденного в сети товара» (это особенно сильно!!!) и подобные им, применим санкции. А вы откажитесь от этих пунктов, и все будет хорошо. Поэтому сейчас и затягивается всячески принятие этого закона.

Но они не понимают, что мы же все равно не откажемся от принципиальных предложений. И я официально заявляю, что если мы по итогам марта не продвинемся вперед, то внесем изменения в закон «О конкуренции». И добьемся своего не мытьем, так катаньем.

— Буквально на днях глава Счетной палаты Степашин высказал озабоченность, что Олимпиада может обойтись вдвое дороже, чем предусмотрено нынешним финансированием. Какова роль ФАС в этом вопросе?

— Конечно, мы должны достойно провести Олимпиаду. Но понятно, что наряду с ответственными людьми, здесь начнет крутиться и большое количество жуликов. И потому все, что связано с Сочи 2014, будет находиться под нашим особым контролем. Могу сказать, что ФАС создает специальный отдел по Сочи. Который будет работать как отряд быстрого реагирования по всем вопросам, связанным с подготовкой. Есть для любителей легкой наживы и еще одно неприятное известие. Надеюсь, что вскоре мы не будем только лишь ограничиваться штрафами. Сейчас завершили работу по изменениям в статью 178 УК РФ. Которая будет предусматривать за картельный сговор лишение свободы. По первой части — до 3-х лет. По второй — больше. А уж к Олимпиаде она в новой редакции точно будет действовать.

— И последнее — рост цен на нефть. Понятно, что 100 долларов за баррель, это уже неслучайность. Чего ждать тогда российским автомобилистам?

— Бензин — это уже традиционный вопрос от «МК». Сейчас наши цены на внутреннем рынке соответствуют ценам на рынке США. С учетом того, что мы — добывающие страны, это наверное, справедливо. Хотя понимаю, что по уровню зарплат нам далеко, но это другой вопрос. Полагаю, что и нынешний уровень цен вполне удовлетворяет нефтяные компании, если они имеют миллиарды долларов прибыли, если их хватает на инновации. И дальнейшая регулировка должна осуществляться правительством на уровне тонких настроек: через экспортные пошлины, НДПИ. Но чтобы внутренний рынок оставался для них также привлекательным.

И в связи с этим, считаю, что дальнейший рост цен на бензин не должен превышать инфляционные показатели. А если будут больше, ну что ж, тогда мы идем к вам!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру