Лига благородных вузов

У российских альма-матер будет свой рейтинг

Ректоры ведущих российских университетов и академий собрались в МГИМО, чтобы решить: что делать с международными рейтингами? Владимир Путин поставил задачу – наши вузы должны занять достойное место в «табели о рангах» мировых альма-матер. Нынешние результаты, прямо скажем, не блестящие: МГУ им. Ломоносова находится где-то на 66-й позиции, другие университеты – еще дальше. Так что расти есть куда…

Но вот как? Просто так в высшие строчки международных вузовских списков не попадешь. Ректоры подумали и решили: надо создавать собственный рейтинг. К делу, как стало известно, привлекут специалистов Института образования ЮНЕСКО (Бухарест), Института образовательной политики (Вашингтон), IREG и др.

Идея построить вузы по ранжиру родилась двадцать лет назад в США. В 1983 году одна из американских газет опубликовала первый рейтинг, ее примеру последовали другие. Сегодня шесть ведущих периодических изданий США ежегодно представляют университетский «ТОП-100». На него ориентируются и абитуриенты, и родители, и работодатели. Похожая система существует и в большинстве западных стран.

В Штатах список из 1000 вузов неизменно возглавляют 25 элитных университетов: Гарвард, Стенфорд, Беркли, Принстон, Массачусетский технологический и другие, это так называемая «Лига-25». Прорваться в нее сверхсложно, за два десятилетия это удалось лишь единицам. Потому год учебы в них стоит 33-37 тысяч долларов — дорого даже по американским меркам. Но качество знаний того стоит...

Есть и дополнительные критерии оценки, например, процент трудоустроенных выпускников (хороший показатель — 73-78%), карьерный рост и увеличение зарплаты за пять лет после получения диплома... Во всех странах ранжировку проводит общественность, прежде всего — работодатели. Министерства образования стараются в этот процесс не вмешиваться. Отсюда — объективность оценки и доверие к рейтингам.

Для чего независимое рейтингование нужно в России? Вроде у нас есть некий общепризнанный критерий — конкурс. Чем больше претендентов на одно студенческое место — тем круче вуз. Но это далеко не объективный показатель. Есть несколько причин для ранжировки учебных заведений.

Во-первых, чтобы не обманывать абитуриентов. Сколько бы вуз ни утверждал, что он самый-самый, но если находится в пятой-шестой сотне, то родители будут знать — хорошего образования здесь не дадут. И отнесут свои кровные в другое место...

Во-вторых, в этом заинтересованы работодатели. Сегодня им приходится покупать «кота в мешке»: вроде бы у выпускника есть госдиплом, но что он реально стоит — неизвестно. А так все и всем будет понятно.

В-третьих, это необходимо и самим вузам. В 2003 году Россия присоединилась в Болонскому процессу (в него уже вошли 46 стран), и наши альма-матер начали активно выходить на мировой рынок образовательных услуг. Там они, естественно, сталкиваются с конкуренцией со стороны европейских и американских коллег. И пока ситуация складывается не в нашу пользу… Поскольку в рейтинговых списках российские «храмы науки» стоят низко, то к нам едут учиться (да и то со скрипом) ребята из СНГ, а также бедных стран Азии и Африки... А в США, например, местные университеты и колледжи ежегодно получают за счет экспорта знаний 14 млрд. долл.

Россия по числу иностранных студентов пока, к сожалению, находится на восьмом месте - после США (586 тыс. чел.), Великобритании (233 тыс. чел.), Германии (200 тыс. чел.), Франции (160 тыс. чел.), Австралии (157 тыс. чел.), Испании (124 тыс. чел.), Канады (100 тыс. чел.). Если же у нас будет своя собственная (и признанная международным сообществом) система оценки, то к нам потянутся студенты из богатых государств, и отечественные вузы смогут активно продавать образование иностранцам (и, соответственно, получать за это хорошие деньги).

В-четвертых, результаты независимой оценки будут, как обещали в Рособрнадзоре, учитываться при аттестации университетов и академий. И уже ни один «липовый» институт не сможет похвастаться тем, что готовит сплошь Ломоносовых и Эйнштейнов. Каждому — свое место...

 

Критерии оценки учебного заведения.

США (инженерные вузы)

— оценка вуза экспертами (преподавателями),

— оценка рекрутерами (работодателями),

— средний балл, полученный абитуриентами на экзаменах,

— процент поступивших (у лучших вузов — не более 9-19%),

— процент докторов наук,

— число преподавателей — членов национальной академии,

— затраты на научно-исследовательскую деятельность.

Великобритания (университеты)

— международная известность преподавателей,

— количество иностранных преподавателей и студентов (чем больше — тем лучше),

— соотношение преподаватель/студент,

— индекс цитирования научных работ.

Шанхайский университет (500 лучших университетов мира)

— количество выпускников и преподавателей — лауреатов Нобелевской и других престижных премий,

 цитируемость научных работ,

— количество статей, опубликованных в научных журналах.

По этой классификации, кстати, МГУ и находится на своем нынешнем месте. Остальные отечественные вузы расположились в третьей и четвертой сотне...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру