Православие в коротких штанишках

Государство и РПЦ продолжают делить школу.


В ближайшее время централизованного введения в школьные программы Основ православной культуры (ОПК) не будет, дал понять «МК» директор департамента государственной политики Минобрнауки Исаак Калина. Как выяснилось на заседании круглого стола по этой проблеме, министерство и Русская православная церковь (РПЦ) не могут договориться о статусе этого предмета. А не договорившись между собой, по словам Калины, «выходить к детям опасно».

            Как оказалось, духовные и светские власти не могут договориться даже по основополагающим вопросам. И прежде всего – о «добровольности» изучения предмета. Формально этого принципа не отвергает ни одна из сторон, но в РПЦ, по словам проректора Высших богословских курсов, иеромонаха Киприана считают, что ОПК в составе блока «Духовно-нравственного воспитания» «должны преподаваться не факультативно, а войти в обязательную программу». Этот предмет, по его словам, «будут изучать желающие воспитываться на основе православия, прочие верующие – курсы по их религиям, а неверующие – основы нравственности и этики». Калина, говоря, что «выбор останется за родителями и учениками», имеет в виду факультатив. А разработчики образовательного стандарта и сам выбор считают необязательным.

            Нет договоренности по формату предмета. РПЦ настаивает на двух часах в неделю все 11 лет обучения в школе – с 1-го по 11-й класс. У исполнительной власти эти масштабы «вызывают большие вопросы».

            Проблема же «№ 1», по словам Калины, – вопрос об учителе, «который придет к ребятам с этим курсом». Формально считается, что это будет не священник. Но в РПЦ, подчеркнул «МК» член объединенной рабочей группы протоиерей Борис Даниленко, убеждены, что «о каждой конфессии должен говорить человек, который понимает религию изнутри, а не снаружи». Причем преподаватели ОПК должны будут еще и получать аттестацию РПЦ: «На этом мы будем настаивать», – предупредил он. Калина же  полагает, что преподавание основ сразу нескольких конфессиональных культур, не считая основ атеистической нравственности, может вести один учитель – в Минобрнауки прекрасно понимают, что с переходом на новую систему финансирования школа совершенно не заинтересована в раздувании штатов.

            Полного единства государство и РПЦ достигли только в одном: совместными усилиями они похоронили идею преподавания «духовного» в школе посредством Истории мировых религий. Церковь всегда не одобряла этот предмет как «религиоведение, пребывающее над схваткой».  А вот государство за последний год существенно пересмотрело свои позиции. На первый план явственно вышла идея консолидации общества на основе патриотизма. А потому космополитические религии мира уступили место истории религий России.

Основную роль в патриотическом воспитании государство отводит школе, и эти намерения столь серьезны, что под них полностью меняется образовательный стандарт. Власти не скрывают: главное в нем – «не предметный подход, а формирование личности и российской идентичности – именно этот принцип положен в основу формирования стандартов для всех школьных предметов», – подчеркнул на круглом столе руководитель рабочей группы по стандартам Александр Кондаков.

Политической идеологии, пригодной для взращивания патриотизма, в России сейчас нет, и заменить ее государство пытается религией. Главным же проводником в молодежную среду идеологии патриотизма в сочетании с «духовностью» и «морально-нравственным воспитанием в духе традиционных российских ценностей» станет крупнейшая Церковь России – РПЦ. В обмен власть обещает впустить ее в светскую школу и, возможно, отдать ей на откуп не только единственный блок предметов, который, как предполагается, будет сопровождать ребенка с 1-го по 11-й класс, но фактически и контроль за морально-нравственной атмосферой в школе.

Каждая из сторон ведет собственную игру, пытаясь максимально использовать другую в своих интересах. Между тем данные последних опросов Российской академии образования свидетельствуют: лишь 34% граждан России считают себя россиянами, а более 60% отождествляют себя лишь с той или иной этнической или социальной группой. Лишь 48% считают Россию многонациональным государством с равенством прав для всех национальностей и конфессий, в то время как 47% убеждены, что Россия – страна русских, либо что русские являются предпочтительной нацией. Поможет ли избранная тактика преодолеть эти тенденции – большой вопрос.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру