Американская школа перешла на интернет-сленг

Школьники США все чаще используют в сочинениях и контрольных «сетевой» жаргон и смайлики.

29 апреля 2008 в 15:22, просмотров: 1115

Стиль электронных посланий и чатов прочно вошел в язык домашних заданий американских школьников. А в их контрольных и сочинениях все чаще попадаются смайлики и интернет-сокращения вроде LOL («посмейся от души»), сообщает газета The New York Times со ссылкой на последние исследования ученых из США. 

Неутешительные выводы, к которым пришли участники проекта Pew Internet & American Life, основаны на результатах массовых опросов американских старшеклассников, проведенных в конце 2007 года. Свою приверженность электронному стилю подтвердили без малого две трети из 700 респондентов – коренных американцев в возрасте от 12 до 17 лет и их родителей. Еще около половины заявили, что сплошь и рядом опускают в школьных тетрадках знаки препинания и заглавные буквы. А четверть призналась, что регулярно оживляют классные и домашние работы эмоциональными символами – смайликами и всяческими «сетевыми» сокращениями. 

Любопытно, что вскрывшаяся картина не пугает американских учителей. Так, исполнительный директор Национального проекта правописания США профессор Ричард Стерлинг не видит в ней «ничего тревожащего»: «если в академических записях появляются сленговые выражения или сокращения на манер электронных писем, то для учителя это лишь хороший повод объяснить ученикам, что подобная лексика в ряде документов неуместна». Что же касается английского языка в целом, то он, по мнению профессора, и так, и так стоит на пороге значительных перемен. В частности вскоре, не исключает он, даже из серьезных книг и документов исчезнут заглавные буквы, до сих пор обозначавшие начало предложения. На эту мысль профессора Калифорнийского университета в Беркли навела беседа с собственным подростком-сыном, которому он так и не смог внятно объяснить, какую дополнительную информацию несет заглавная буква, поставленная после точки в конце предыдущей фразы. 

Впрочем, ученые совершили еще одно открытие. Как оказалось, большинство подростков не считают, что используют в электронных письмах, блогах и социальных сетях «настоящий язык». И это при том, что в социальные сети регулярно выходят более половины американских старшеклассников, еще 27% участвуют в живых журналах или блогах, а 11% открыли собственные веб-сайты. 

«Настоящим английским», по их словам, они пользуются как раз в школе. Однако именно здесь, установили ученые, они пишут хоть и каждый день, но гораздо меньше, чем в Интернете после уроков. Особенно интенсивно, как показали опросы, интернет-общение у девочек и у афроамериканцев – около половины общего количества в обеих группах. Белых мальчиков школьного возраста это занятие привлекает меньше – лишь каждого третьего из десяти. 

Российские психологи также утверждают: мы живем в новой форме реальности и коммуникаций. От прежней, по словам завкафедрой психологии личности психфака МГУ им. Ломоносова Александра Асмолова, ее отличает то, что «образование становится социальной индустрией массовых коммуникаций», а также появление новых источников информации. Для современных детей – это Интернет, пользователями которого сегодня являются 97% учеников 8-10-х и 100% учеников 4-х классов. Между тем телевизор, по данным последних опросов, дети смотрят гораздо меньше, чем родители. 

Как и в США, пришествие Интернета в Россию обернулось значительными изменениями в словесности. Однако здесь процесс сильнее затронул не письмо, а чтение. Как оказалось, интернет-тексты обладают специфическими чертами, и главным образом – краткостью изложения. Сегодня, по словам гендиректора «Литературного клуба» Дмитрия Кравчука, «текст должен быть не больше страницы – иначе никто не осилит. Пользователь просто откроет другую веб-страницу – благо рядом их лежат миллиарды, и найти подходящую легче легкого». Так и получилось: за десятилетие в России выросло целое поколение, овладевшее грамотой, но не умеющее читать книги. Власти всерьез заговорили об угрозе интеллектуальному потенциалу нации. 

По данным Сергея Степашина, совмещающего посты председателя Счетной палаты и главы Российского книжного союза, в 2005 году к систематически читающим причисляли себя лишь 28% молодых людей, в то время как в 1991 году их было без малого 50%. За тот же срок количество россиян, прочитывающих хотя бы одну книгу в год, сократилось с 79% до 63%, а ежедневно читающих газеты – с 61% до 25%. Практически исчезло домашнее чтение. В 70-е годы ХХ века своим детям регулярно читали 80% семей, в то время как в 2007 году их количество упало до 7%. Ситуация стала выправляться лишь в последние год-два, отмечают книгоиздатели.




Партнеры