Как уже писал «МК», за три года электроэнергия в стране подорожает в 2,1 раза, а газ — в 2,84 раза. Сдерживанию тарифов, во многом благодаря которому экономика страны росла после дефолта 1998 года, положен конец на последнем заседании ушедшего правительства. Бизнес «переварил» эту новость только сейчас: сегодня Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обсуждает скачки тарифов с чиновниками из Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы и прочих профильных ведомств. Бизнесмены беспокоятся, не начнется ли в стране стагнация. О последствиях рекордного роста тарифов и предложениях организации «МК» рассказал ответственный секретарь комитета РСПП по энергетической политике Юрий СТАНКЕВИЧ.
- Как именно отразится повышение тарифов на бизнесе и на потребителях?
- Мы ожидаем снижение уровня рентабельности предприятий, которые потребляют услуги и товары естественных монополий. Производители предсказывают: рентабельность будет варьироваться от 0 до 2%. Это совсем мизер. Пострадают, в первую очередь, те предприятия, у которых в себестоимости продукции доля затрат на энергию высока. То есть машиностроение, тяжелая промышленность.
- То есть именно на такую энергоемкую продукцию в результате больше всего и взлетят цены?
- В целях снижения издержек предприятия, естественно, переложат подорожание на конечного потребителя, что скажется на росте цен для граждан.
- И что предлагает РСПП?
- Решения о повышении тарифов должны быть публичны и прозрачны, а сроки их принятия строго зафиксированы. Мы предлагаем внести изменения в законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий. В частности, в КоАП установить ответственность должностных лиц за непредоставление информации, которая касается условий и порядка изменения тарифов. Ведь что получается сейчас? В мае было принято решение о поэтапном повышении в течении 2008-2011 годах тарифов на газ электроэнергию, железнодорожные перевозки и т.д. А информация озвучена постфактум.
Если же естественные монополии предоставят такие сведения, станет возможным оценить, насколько повышение обосновано. То есть, действительно ли изменения цен пойдут на покрытие издержек или реализацию инвестиционных программ - или же эти деньги будут потрачены на нецелевые нужды – например, реализацию пиар-проектов.
- Ну, будет у бизнеса такая информация… И как это облегчит ему жизнь?
- Тогда у нас будут аргументы для диалога с правительством. В ходе которого мы, возможно, докажем, что повышение тарифов необоснованно.