Последнее китайское предупреждение

Общественность высказывает властям претензии по поводу ЕГЭ.

24 июня 2008 в 12:53, просмотров: 713

Итоги сдачи ЕГЭ в 2008 году продолжают будоражить общественность. Всероссийский фонд образования готовится оспорить обязательное введение ЕГЭ через Конституционный суд, а движение «Образование для всех»обратиться к властям с «последним предложением» организовать публичные дебаты и созвать независимую комиссию по итогам эксперимента с единым госэкзаменом. До тех пор, подчеркнул на слушаниях в Государственной Думе зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, переход ЕГЭ в штатный режим нужно отложить (лучше – до 2011 года), а единый госэкзамен оставить необязательным. 

По его словам, мораторий на введение полномасшабного ЕГЭ должен сохраняться, пока общество не получит ответы хотя бы на главные вопросы, связанные с ЕГЭ. Например, способствует ли ставка на тесты развитию речи школьников и умению общаться. Или, формирует ли она интерес к школьным предметам. До сих пор, кстати, не известно, действительно ли совмещение выпускных и вступительных экзаменов снижает экзаменационный стресс. Чиновники уверяют, что да, но школьники, как выяснилось на слушаниях, считают, что это не так. На самом деле, убежден выпускник новокузнецкой школы (Кемеровская область) Сергей Николаев, ЕГЭ уменьшает не стресс, а шанс на поступление в вуз, поскольку «лишает нас права на вторую попытку сдать экзамен». 

Впрочем, помимо вопросов общество накопило и кучу претензий к ЕГЭ. Явные лидеры – крайне запутанная и непрозрачная система пересчета оценок из стобалльной в пятибалльную систему и обратно и качество КИМов (контрольно-измерительных материалов). Как оказалось, «творческая» часть «С», на которую ссылаются чиновники, доказывая, что ЕГЭ не является тестом, на самом деле не имеет с творчеством ничего общего. Экзаменаторы открыто говорят, что часть «С», скажем, по русскому языку – «не творческое задание, а шаблонное сочинение со строго регламентированным числом слов и абзацев», рассказал выпускник подмосковного Бородино Илья Бекбулатов. А творческим личностям, написавшим эссе не из семи положенных, а из шести абзацев, безжалостно снижают оценки, сообщил заслуженный учитель России Лев Ойзерман (московская школа № 33). 

Не лучше, как подтвердили исследования, проведенные в Москве Владимиром Ященко из Центра дополнительного математического образования, обстоит дело с математикой. Варианты заданий оказались столь неравными по сложности, что по одним количество «двоек» не превышало 16%, в то время как по другим достигло 25%. Впрочем, таланты также остались в проигрыше, и в том числе победители олимпиад. Идеально решив часть «С», многие из них потеряли драгоценные баллы только из-за технических ошибок – «на проставлении крестиков в тестах», рассказал он. 

Главное же, что с переходом ЕГЭ в штатный режим и отменой щадящего правила «+1 балл к аттестату» в 2009 году школьный выпуск захлестнет вал «двоек». По существующим правилам, закончить школу с «неудами» нельзя. А это значит, что многие, по словам Смолина, «вместо аттестата получат волчий билет» (по его оценке, эта перспектива ждет до половины школьников ближайшего выпуска). Как с ними быть, никто не знает: системы начального и среднего профобразования развалены, а профподготовка в школе отменена. Таким образом, подчеркнул Смолин, в ближайшей перспективе уже «не локальные скандалы, а полномасштабная катастрофа». Возможно, сопоставимая с молодежными беспорядками во Франции 1968 года, дополнил картину президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. 

Таким образом, ЕГЭ в своем нынешнем виде не приносит пользы ни школе, ни учащимся, а является сугубо «внутриведомственным мероприятием», подытожил обсуждение ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. Но этим «хорошим управленческим инструментом» также надо уметь воспользоваться, заявила «МК» директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко – с его помощью «оптимально реформировать сеть школ; понять, не завышаются ли оценки; выявить проблемные школы и регионы». Впрочем, признала она, «проблема в том, что выявленных аутсайдеров, будь то плохие школы или учителя, все равно нет возможности заменить». 

Все претензии общества к ЕГЭ организаторы слушаний обещают собрать, систематизировать и в ближайшее время переправить властям. До сих пор там любили говорить, что не имеют «конкретной фактуры», подтверждающей, что ЕГЭ в стране не задалось.



Партнеры