Даешь стране "планктон"

Молодежь готовит Россию к кастовому обществу.

Карьера важнее создания семьи более чем для половины молодых жителей России. Такие результаты получил фонд “Общественное мнение” (ФОМ) в результате своего исследования. Социологи опросили 5 тысяч юношей и девушек от 16 до 25. И все для того чтобы получить ответ на одновременно простой и сложный вопрос — чего хочет от жизни первое поколение россиян, которое не знает слов гимна СССР?

Так, абсолютное большинство (70%) молодых респондентов заявили о желании сделать карьеру. При этом только треть опрошенных хочет быть действительно большими начальниками. К слову, по данным все того же ФОМ, их ровесники в девяностых годах были более амбициозными. Налицо снижение притязаний. Но при этом высшее образование стало более желанным. Руководитель фонда “Общественное мнение” Александр Ослон считает, что сейчас для молодежи диплом является сверхцелью, даже какой-то тотальной ценностью поколения. При этом социолог отмечает, что это поколение ни в коем случае нельзя назвать постсоветским. Разве что старшие из опрошенных помнят шары на первомайской демонстрации. При этом очереди, талоны, ваучеры и дефолт 1998 года отложились в памяти у всех.

Руководитель исследования Лариса Паутова считает, что главный страх поколения XXI века — быть лузером, неудачником. Пусть молодые мало говорят о деньгах как таковых, но хотят стабильности. Хотя многие заявили о том, что хотят самореализоваться в жизни. Доктор социологических наук отмечает, что главная особенность “портрета поколения” — то, что в нем появилась своеобразный табель о рангах. Как показало исследование, младое племя нынче делится на касты. Здесь роль играет не только уровень, но и характер доходов родителей и место жительства. “Можно сделать вывод о неравенстве внутри поколения. Есть опасность, что эти социальные слои затвердеют и переход из одного класса в другой будет почти невозможен”, — подчеркивает Паутова.

Словом, если тенденция не изменится, то сын дворника в будущей России сможет только продолжить карьеру своего родителя. Хотя президент и премьер в последнее время достаточно много говорят о системе “социальных лифтов”, сейчас в России уже такая ситуация, что “лифтер” пускает в них только талантливых спортсменов. Другой возможности у молодежи не из элитных групп нет.

Правда, есть одно “но”. Ориентированная на карьеру и деньги молодежь на одно из последних мест ставит продолжение рода. И потому будет в какой-то степени вымирать. На их место при удачном стечении обстоятельств и смогут претендовать “выходцы из народа”.

 

Ключевые типы современной молодежи (1983—1992 гг. р.) 

Название, количество (в %),  ориентиры 

Клерки (“офисный планктон”), 20% – работа в коммерческой структуре, чаще других хотят материального благополучия, аполитичны, активнее всех пользуются Интернетом.

Предприниматели (“яппи”), 19% – свой бизнес, моложе остальных респондентов, часто из хороших семей, инноваторы, равнодушны к политике, стремятся к самореализации.

Пролетарии, 17% – отсутствие ориентира на высшее образование и карьерный рост, как правило, растут в низкоресурсных семьях, не любят рисковать, меркантильны, консервативны, но не откладывают рождение детей. Чаще других берут кредиты.

Чиновники (“госрезерв”), 16% – работа в органах муниципальной и государственной власти, политизированы, амбициозны, часто из высокоресурсных семей, преобладают девушки.

Бюджетники, 13% – бюджетная сфера (врач, педагог, ученый), выходят из самых разных семей, в группе преобладают женщины.

Остальные не ярко выраженные типы, 15%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру