В России будет всеобщее высшее образование?

1 сентября на студенческую скамью 1108 российских вузов сели почти 9 миллионов человек.

2 сентября 2008 в 13:05, просмотров: 1133

Огромное количество! Почти в два раза больше, чем было во всем Советском Союзе – 5,48 млн чел. Да и число вузов возросло во столько же – в СССР институтов было всего 630.

Таким образом, как недавно отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, Россия фактически перешла на всеобщее высшее образование. Это значит, что практически все желающие смогут поступить в вуз. Разумеется, в самых престижных университетах и академиях конкурс останется, но в большинстве альма-матер он скоро сойдет на нет.

Этому способствует и демографическая яма, в которой оказалась наша страна. Из-за спада рождаемости в начале 1990-х годов российских школьников становится все меньше. В 1995 году за партами сидели 22 млн человек, а в 2008-м – всего 13,3 млн. По сравнению с 2007-м количество ребят в школах уменьшилось на 400 тыс. чел.

Естественно, такая ситуация не могла не сказаться на вузах. В ряде технических институтов на некоторые специальности конкурс давно уже составляет меньше одного человека на место. В студенты принимают даже тех, кто набрал на Едином госэкзамене 20-25 баллов (то есть получил фактическую двойку).

По идее, наборы на такие факультеты следовало бы прекратить, но стране очень нужны грамотные инженеры и технологи. Промышленность задыхается без специалистов, а вузы не могут удовлетворить ее потребность. Да и качество выпускаемых спецов явно оставляет желать лучшего.

– По диплому выпускник – инженер, а реально – техник, – жаловался на ярмарке вакансий гендиректор одной крупной отечественной авиастроительной компании. – Он не может руководить рабочими, плохо знает производство и оборудование, не знаком с отношениями в трудовом коллективе. Но зато амбиций – выше крыши… Пойти простым мастером, поработать самому – да ни за что! Диплом, видите ли, не позволяет…

Что же делать в этой ситуации? Министр Андрей Фурсенко предложил резко сократить число российских альма-матер. Мол, нужно оставить всего 150-200 отраслевых институтов и примерно 50 университетов. А остальные учебные заведения или сделать филиалами ведущих вузов, или понизить их до статуса техникума и колледжа. Тогда диплом буде соответствовать тому, что реально знают и умеют выпускники. Однако это решение связано с немалыми социальными проблемами, и прежде всего – с трудоустройством преподавателей. Вряд ли вузовский профессор захочет работать в техникуме. К тому же закрыть госинституты чрезвычайно сложно: у каждого – славная история, награды, сложившийся педагогический коллектив…

Но, оказывается, есть и другой выход. Крупные фирмы и компании постепенно переходят к корпоративному обучению. Топ-менеджеры ведущих предприятий говорят: «Дайте нам полуфабрикат – бакалавра, и мы сами доведем его до ума». Действительно, в финансовом и банковском деле, логистике, маркетинге, страховании, информационных технологиях кадры удобнее готовить корпоративным способом.

Обучение обычно происходит следующим образом: частные компании берут шефство над определенным госвузом или факультетом, делятся с ним оборудованием, деньгами, дают своих специалистов. Стало нормой, что некоторые профильные дисциплины ведут сотрудники известных корпораций. Они доходчиво, на собственном опыте, объясняют ребятам, чего от них хотят работодатели. Студентов заранее приучают к тому, что за стенами института их ждет суровая рыночная реальность. Взамен же фирмачи отбирают для себя самых талантливых и трудолюбивых. И все довольны: вузу – помощь, выпускникам – знания, бизнесу – специалисты.

Бизнесмены предлагают оставить под бюджетным крылом только медицинские, педагогические, творческие, спортивные, силовые (военные, милицейские, налоговые и фээсбешные и пр.) вузы и классические университеты, которые нужно перевести в статус федеральных и национальных – с особым финансированием. Остальные же, и прежде всего отраслевые и ведомственные, следует как можно скорее передать в корпоративное управление. Предприниматели готовы взять на себя всю ответственность за их судьбу. Храмы наук сохранятся как учебные центры, но, разумеется, в них будет перестроена вся система подготовки специалистов. Зато на выходе вузы будут иметь уже полновесных специалистов, а не «полузаготовки», как сейчас.



Партнеры