В авиакатастрофе в Перми погиб генерал-полковник Геннадий Трошев

Пройдя все чеченские войны, он погиб в гражданском самолете

Нет генерала Трошева… Злополучный рейс, трагедия в Перми… Не верится. Он прошел все чеченские войны — от и до. Воевал грамотно и по правилам, в том числе — человеческим. Может, потому, что сам родился в Грозном и как никто другой понимал кавказский менталитет.

1999 год, вовсю идет война в Дагестане — Трошев на “вертушке” облетает мятежные села Карамахи и Чабанмахи. Сидит возле открытой двери “Ми-8”, на которой установлена турель с пулеметом. Внимательно смотрит вниз, где одно из подразделений его группировки атакует позиции ваххабитов. “Как проходит операция, товарищ генерал?” Рев двигателя заглушает голоса, и приходится наклоняться почти вплотную к собеседнику. “Все нормально. Торопиться не будем, незачем людей класть попусту…”

Сразу было заметно, что генерал Трошев, несмотря на свою подвижность и эмоциональность, действует всегда спокойно и взвешенно. Оценивает ситуацию. Есть возможность — атакует стремительно и победоносно. Нет — взвешенно готовит наступление. Он всегда берег солдат. Себя — не сберег. Не на войне, где он знал, как нужно действовать. В безобидном на первый взгляд мирном рейсе Москва—Пермь…

Как-то во время второй чеченской вертолет Трошева был обстрелян над Грозным — весь корпус “вертушки” был издырявлен. Сели аварийно — куда придется. Оказалось — на кладбище. Геннадий Николаевич огляделся на земле — ба, вот же могилы моих родственников. Он тогда задумчиво произнес: “Видимо, их души не дали сейчас погибнуть, прикрыли нас. Значит, еще не время…”

— Это настоящий генерал — смелый, решительный, ответственный. Таким он был на войне, таким он остался и в мирной жизни, — на телефонной связи с Ростовом, Белгородом, Краснодаром, Цхинвалом не скрывают слез утраты его боевые товарищи.

Трошев написал три книги о войне. “Моя война. Чеченский дневник окопного генерала”, “Чеченский рецидив. Записки командующего”. Последняя книга вышла в марте этого года — “Чеченский излом”. Там Геннадий Николаевич перечислил детей российских генералов, погибших на той войне наравне со всеми солдатами. У самого Трошева остались две дочери, обе замужем. Жена Лариса Николаевна. Мама Надежда Михайловна. Все они живут в Краснодаре, не прельстившись прелестями столичной жизни, где Геннадий Николаевич занимал пост советника президента по вопросам казачества. О его смерти они узнали из телевизионных новостей — похоронки сейчас приходят значительно позже…

Виктор Сокирко

* * *

Среди тех, кто погиб в воскресенье в Пермском крае, были и спортивные чиновники: первый вице-президент Всероссийской федерации самбо Владимир Погодин и президент Федерации дзюдо и самбо Чувашии Александр Трофимов.

— Он вообще был фанатиком своего дела, — рассказывают о Владимире Погодине друзья. — Ради него мог и в огонь и в воду. Как теперь будет жить его детище без Володи — непонятно. Дома остались жена, сын и старенькая мать. 

На вопросы “МК” вчера ответил первый вице-президент Всероссийской федерации самбо, глава школы “Самбо-70” Ренат Лайшев:

— До сих пор не можем поверить в случившееся… Такие хорошие люди погибли! Что я могу рассказать про них?

 Погодин, так получилось, стал моим первым руководителем, он был директором ШВСМ единоборств Спорткомитета Москвы. Он был очень ответственным работником. Что касается Трофимова, то он тоже был очень энергичным и многое делал для развития дзюдо и самбо в России.

В тот роковой день они оба сопровождали в Краснокамск члена попечительского совета Всероссийской федерации самбо Геннадия Трошева, они должны были открыть в Пермском крае школу и турнир памяти Василия Швая.

— Правда ли, что Трошев полетел в Краснокамск по просьбе главы Всероссийской федерации самбо Сергея Елисеева?

— Да, это так. Дело в том, что сам Елисеев сейчас находится в Астрахани на еще одном традиционном всероссийском турнире. Поэтому, чтобы почтить вниманием оба соревнования, Елисеев попросил генерала Трошева полететь в Пермь. Что же касается самого Трошева, то он — не только легендарный генерал, но и большой любитель самбо, мастер спорта СССР. Он многое сделал для развития этого вида спорта, очень хорошо умел говорить с молодежью.

— Правда, что вы сами могли быть в том роковом самолете?

— Да. Изначально я собирался лететь на этот турнир, но в отпуске попал в аварию, и небольшая травма помешала мне сделать это.

Кирилл Стеунин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру