Преподавателям будут платить «по способностям»

Через две недели все преподаватели российских вузов получат «письма счастья» - предупреждение о переходе на новую форму оплаты труда.

18 сентября 2008 в 15:59, просмотров: 918

Они станут получать деньги не по привычной Единой тарифной сетке, а совсем по другой системе. Ее суть раскрыл журналистам заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский.

– Единую тарифную сетку ввели в 1992 году, – говорит Владимир Владимирович, – не от хорошей жизни: положение в стране было тяжелое, приходилось экономить буквально на всем, в том числе и на зарплатах педагогов. Но очень скоро стало понятно – у ЕТС очень много недостатков. Во-первых, она не стимулировала повышение квалификации – разница между разрядами была очень небольшой. Во-вторых, это была своего рода уравниловка – и хороший, и плохой преподаватель получали одинаково. Качество труда никак не учитывалось.

Поэтому, по словам Миклушевского, в прошлом году приняли решение о переходе на новую систему оплаты труда. Ее утвердили в августе 2008-го, а с декабря она вводится во всех федеральных вузах, колледжах и училищах.

Главное отличие новой системы от ЕТС состоит в том, что каждое ведомство само утвердит оклады для своих сотрудников. И никакой уравниловки – зарплата педагога будет зависеть не только от количества труда, но и от его интенсивности и качества, и сложится из трех частей.

Первая – базовая, постоянная. Она не может быть меньше, чем преподаватель получает сейчас. Вторая часть – надбавки: северные, сверхурочные и т.п. И, наконец, третья – стимулирующая. На нее отводится не менее 30% фонда заработной платы. И вот ее-то станут распределять сами руководители – ректоры вузов, директоры колледжей, деканы факультетов, заведующие кафедрами и пр. Они знают, кто и как работает…

Однако сразу возникает вопрос: а судьи кто? Не станут ли стимулирующие выплаты средством борьбы с неугодными преподавателями и поощрением любимчиков? Миклушевский заверил – не станут: Минобрнауки уже разработало примерные критерии оценки труда педагога. Это число опубликованных научных статей, количество защитившихся под его руководством аспирантов и докторантов и т.д. Но ведь статьи можно публиковать бог знает в каких журналах (сейчас это не вопрос – только плати), и их содержание никто на проверяет. Число же защитившихся тоже не всегда объективный показатель – в погоне за количеством профессора станут проталкивать через ученые советы «диссеры» всех своих подопечных.

Еще одна проблема – обновление педкадров. Корреспондент «МК» поинтересовался, не приведет ли новая система к тому, что молодых ассистентов просто не станут приглашать на кафедры? Ведь зарплата руководителя напрямую зависит от среднего оклада подчиненных. Понятно: чем меньше на кафедре народа, тем выше заработок каждого, следовательно, больше денег получит и сам заведующий. И так сейчас молодых преподавателей в вузах днем с огнем не сыщешь (оклады не те), а вскоре их вообще не будет. Пожилые профессора не захотят иметь конкурентов. Миклушевский ушел от прямого ответа, назвав этот процесс «оптимизацией количества сотрудников». Очень обтекаемо!

Еще вопрос: допустим, в одном вузе работает сразу вся семья: папа – ректор, мама – проректор, дочка – доцент на кафедре. Ясно, что «своим» платить будут намного больше, чем обычным коллегам. А в среднем по институту получится вполне приличная цифра – как средняя температура в больнице. Кто проследит, чтобы все было по справедливости?

…Когда-то автор этих строк сам трудился ассистентом в одном из столичных педвузов. Наша кафедра русского языка располагалась на третьем этаже старого здания, лифта не было. Для преподавателей существовал своеобразный тест: если можешь влезть по довольно крутой лестнице на кафедру – работай дальше, если уже нет – вежливо просят уйти на пенсию. Может быть, стоит ввести нечто подобное официально? Тогда сразу станет понятно, кто чего стоит. Все будет наглядно и объективно.



Партнеры