Глупое искусство для умных

Купи себе «Яйцо в стиле барокко».

Рэдимейд парализован, абстракция при смерти. Именно такое чувство остается от посещения выставки в галерее Гагосяна. Современное зарубежное искусство представлено как «богатая коллекция без эмоций», поэтому у неподготовленного зрителя возникает справедливая мысль: «Зачем нам все это везти, если у нас своего такого хватает?» Дабы развеять сомнения в шедевральности полотен, на «Красном Октябре» устроили пресс-показ и лекцию, которую провели директор лондонского отделения Gagosian Gallery Виктория Гельфанд, коллекционер и куратор той же галереи Сэм Орлофски и главный куратор Королевской Академии Искусств сэр Норман Розенталь. 

Сэр Норман и Сэм Орлофски начали «обрабатывать» более чем скромную аудиторию по методу «Магазина на диване». Первый – вальяжный мэтр – артистично «стоял на языке», а второй участливо и сосредоточенно его слушал (как идеальный зритель), постоянно утвердительно кивал и редко, но метко, вставлял свое слово. Например, подходя к очередной абстракции, куратор Королевской Академии мог сказать: «О, как она сексапильна!» Сэм, в свою очередь, утвердительно кивал ему и слушателям: «Точно!»

Главный недостаток выставки в том, что она довольно разношерстна. С одной стороны, подбор вещей по именам очень не плохой – особенно хорошо представлен Виллем де Кунинг. А с другой – выставка не выстраивается как композиционное целое. И напоминает винегрет из всего очень пестрого и дорогого.

– Кроме того, большой процент выставки занимает искусство, связанное с минимализмом, которое в нашем художественном контексте просто меркнет перед русским авангардом, – комментирует художник Георгий Кошелев. – По сравнению с нашим супрематизмом и конструктивизмом все эти формальные изыскания 60-х годов просто невыразительны. Недоумение вызывает также серия работ Сая Твомбли (большие красные росчерки на охристом фоне), которая нетипична для художника. Более того, в его творчестве это «шаг назад». Интересны и необычны Поллак и де Кунинг. Модернизм и постмодернизм на выставке представлены довольно ярко, но именно «contemporary art» вызывает большие вопросы. Мы привыкли к другому формату современного искусства, где содержание преобладает над формой.

По этому поводу действительно задавали много вопросов, и сэр Норман Розенталь признался, что существуют «глупые» произведения. Похоже, в такое искусство иностранные кураторы и галеристы призывают «умных» людей вкладывать свои деньги. В условиях финансового кризиса это может стать одним из способов вложения капитала. Тем более, что много работ для этого покупать не придется. Достаточно приобрести «Яйцо в стиле барокко» Джеффа Кунса, которое оценивают в пять миллионов долларов. Это яркая, китчевая вещица, гипертрофированный фантик, вокруг которого завернута вся экспозиция. Но кто знает: то, что сегодня считается самым модным, завтра может быть объявлено никому не нужным. Поэтому умные люди пока не спешат – продана лишь десятая часть работ. Тогда становятся понятны слова «незаинтересованных» лекторов. На вопросы «Что это такое?» и «Как это понять?», они рассказывали о «великих» дилерах, а художников называли просто – гениями, подобно тому, как на рынке «втюхивают» какой-нибудь экзотический плод. Если в Москве провести ряд тематических выставок современного зарубежного искусства, то «обрабатывать» зрителей больше не придется.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру