Прогнило что-то в школьном королевстве...

В Кремле дан старт национальной инициативе по созданию новой школы с условным названием «Школа-2020».

17 октября 2008 в 10:32, просмотров: 723

Даже по официальным данным, около 70% граждан России за изменения в школе. Каждый второй убежден, что качество образования снижается, а еще столько же – что неравенство в получении образования нарастает. Накануне всеобщее недовольство нашим очень средним образованием наконец достигло Кремля. Проблемой его системного реформирования занялся Президентский Совет по науке, технологиям и образованию, а принятые им решения, подчеркнул президент России Дмитрий Медведев, «должны дать выход на практические последствия». Часть из них, пообещал он, войдут в ближайшее президентское послание Федеральному собранию. 

Глобальные перемены в нашей школе начнутся с учителя: основная масса нынешних, как явствует из обсуждения в Кремле, в «школу-2020» явно не вписываются. Сразу подчеркнем: речи о массовых увольнениях на президентском совете не шло. Да это и не понадобится. Уже сейчас более половины нашего учительского корпуса – дамы пенсионного и предпенсионного возраста, и через 12 лет большинства из них в школе не будет. На освободившиеся места и придут учителя-2020. Это, подчеркнули участники обсуждения, будут совершенно новые люди. 

Частично кадровую проблему, по словам члена совета, ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, решит «президентский набор в школу». Подзастоявшуюся учительскую кровь сильно разбавят свежей – вузовскими преподавателями, бизнесменами и людьми с производства. Главное, подчеркнул президент, соответствующим образом простимулировать их «склонность к педагогической деятельности». А уж возможность работать с детьми (по закону, преподавать в школе может только обладатель диплома о педагогическом образовании) им предоставит специально открываемая педагогическая магистратура. Ее, заверил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, будут заканчивать плюс к первому, непедагогическому высшему образованию все специалисты из других отраслей, решившиеся попробовать себя в школе. 

Останутся в школе и профессиональные учителя. Однако учить их будут совершенно по-другому – на смену пустому теоретизированию уже в педвузе к студентам придет практическая работа с детьми. Президентский совет сходу одобрил предложение учительницы лицея №6 города Миасс Челябинской области, финалистки конкурса «Учитель года-2008» Натальи Каменковой «максимально увеличить педпрактику на всех курсах и дополнить ее годичной интернатурой в школе на манер медицинской». Все это, по словам Каменковой, для того, чтобы будущий педагог определился, подходит ли ему работа в школе, и успел ее полюбить, ибо в противном случае все будет как сейчас: 85% выпускников педвузов и колледжей вообще не идут работать в школу, а оставшиеся 15% идут, но вскоре в ужасе разбегаются. 

Изменения в программах подготовки будущих учителей начнутся уже сейчас – именно такое поручение дал президент Минобрнауки. А пока они готовятся, будет создан координационный совет по школьному образованию, который и определит, что такое «школа-2020» уже в деталях. Другое поручение президента – объявить 2010 год «Годом учителя», однако, не дожидаясь его наступления, прямо сейчас начать в СМИ кампанию по повышению престижа учителя. 

Из других готовящихся перемен президентом Медведевым пока обозначены упор на развитие дистанционных технологий в образовании, а также развитие в школах математического и естественно-научного направлений, как «наиболее востребованных с точки зрения перспектив развития страны». 

Кроме того власти, похоже, решились-таки привлекать в образование частные капиталы в обмен на налоговые льготы. Поводом, как водится, послужила трагедия – гибель пяти девочек в результате обрушения школы в Оренбургской области. Официальных виновных в регионе, понятно, нашли и поснимали с работы. Но понимание, что и они в значительной степени – без вины виноватые, осталось. Общеизвестно, что по нынешним правилам, директора школ сплошь и рядом реально не в состоянии завершить ремонт до начала учебного года. Частных средств на это у них нет. Бюджетные же приходят, когда времени остается в обрез, а то немногое, что осталось, съедает проведение обязательных тендеров. Отсюда – совмещение капремонта с учебным процессом, что и произошло в беляевской школе на Оренбуржье. 

В аналогичном положении находятся еще 1 тыс. школ в России – именно столько, по данным Медведева, значатся сейчас аварийными. Разобраться с ними, причем в крайне жесткой форме, он прямо в ходе заседания совета поручил министру образования и науки: «В течение двух недель подготовить и доложить мне план подготовки и приведения в порядок всех этих школ!» Однако одновременно, сообщили журналистам участники закрытой части заседания, прорабатывается давно откладываемое решение о предоставлении налоговых льгот бизнесу, вкладывающему средства в образование. И в том числе – на ремонт школ. 

В закрытой же части оказалось и обсуждение возможности перехода на «двухуровневое ЕГЭ» – общего и профильного уровней школьных предметов. Но послушать его журналистам не удалось. Едва председатель управляющего Совета средней школы №20 города Королев Московской области, член муниципального Совета Светлана Смоленцева начала рассказывать президенту, что даже младшеклассники «учатся с 8 утра до 8 вечера. А старших еще приходится натаскивать к ЕГЭ, плюс дополнительные занятия по подготовке в вуз, без которых в приличный институт не поступишь», их удалили из зала.



Партнеры