Пятерка с доплатой

Британские школы тратят до £30 тыс. в год на «взятки» школьникам за хорошую успеваемость и посещаемость.

22 октября 2008 в 09:10, просмотров: 1280

Руководство системой образования Великобритании пошло на необычные меры в борьбе со школьными прогулами и неуспеваемостью. Утвердившись во мнении, что поощрение хороших учеников гораздо эффективнее наказания плохих, оно приступило к созданию в школах специальных фондов для оплаты подарков за должное отношение детей к учебе, сообщает британская газета Daily Telegraph. 

Финансируют новшество госбюджет и частные фирмы. Госбюджет создает в школах небольшие поощрительные фонды. А вот частные фирмы финансируют поощрение лучших учеников с размахом. Так, по инициативе британского минобраза одна из них запустила проект Vivo Miles, в котором приняли участие 14 школ страны. Призовой фонд каждой из них составил до ?30 тыс., а призы оказались более чем достойными: плазменные телевизоры, игровые приставки, ноутбуки, ай-поды и зарубежные турпоездки. Где-то школьники также получали скидки на определенные авиарейсы, а где-то – бесплатные или со значительными скидками абонементы в бассейны или билеты в кино, а то и скидки в местных универмагах. 

Чтобы претендовать на все эти богатства, от британского школьника требуется немного – не нарушать главных школьных правил, прилично себя вести, не прогуливать занятия, питаться в школе здоровой пищей, опрятно одеваться, быть трудолюбивыми, заниматься спортом, а также по мере надобности помогать своей альма-матер. Вся эта деятельность на протяжении учебного года оценивается в баллах. А каждый из них имеет свое денежное выражение – в зависимости от финансовых возможностей школы. Получившаяся при пересчете сумма и определяет приз, полагающийся ребенку.  

Дальше все просто. Стремление заполучить подарок, убеждены в британском минобразе, станет «мощным побудительным мотивом» для нерадивых школьников. При этом особенно от нововведения выиграют все, кто решат исправиться – например, заядлые прогульщики, переставшие пропускать занятия. Как только их посещаемость улучшится, приз можно считать гарантированным. А, значит, посещаемость пойдет вверх, убеждены авторы затеи. 

Практика, вроде бы, эти надежды подтверждает. Там, где опробовали новую методику (по большей части, речь идет о государственных школах в не самых благополучных районах страны), посещаемость и в самом деле улучшилась. В барнфилдской школе (город Льютон), фонд поощрения которой составил ?28 тыс., посещаемость, по данным директора Марка Беннисона, выросла с 88% до 93%. А это значит, что опыт пилотного проекта пора распространять на остальные государственные школы, убежден топ-менеджер проекта Vivo Miles Джордж Грима. «Некоторые школы потратили на поощрение хороших учеников до ?30 тыс. А в результате – значительно улучшили поведение даже самых проблемных учеников – тех, кто находились на грани отчисления, – заявил он. – Между тем работа с каждым отчисленным подростком обходится бюджету общины в ?4,5 тыс.». А, значит, затраты на поощрение вдобавок еще и окупаются с экономической точки зрения, напомнил он.  

Впрочем, многие участники и сторонники эксперимента вслед за тем же Марком Беннисоном признают его неоднозначным. «Я знаю: наш опыт заставляет многих говорить о подкупе ребенка, и не скрываю, что и сам считаю его достаточно противоречивым. Однако факт есть факт: система поощрения – колоссальная мотивация для хорошей учебы. Особенно – в тех случаях, когда материальное поощрение – единственный мотив для учебы трудных подростков». Наказанием, по словам директора, этот контингент не проймешь: «Образ жизни в их повседневном окружении за воротами школы мало чем отличается от традиционных школьных наказаний. Да и сам ребенок сплошь и рядом не видит проку в хорошей учебе для устройства своей будущей взрослой жизни за стенами школы», – подчеркнул он. 

Тем не менее, даже столь осторожную оценку пилотного проекта разделяют далеко не все. Многие британские эксперты убеждены: изобретательные лодыри обыграют учителей и чиновников как нечего делать. Например, прикинувшись вначале «плохими», а затем спешно «исправившись», чтобы получить заветную награду, а затем снова предавшись всяческим школьным порокам. В этом случае деньги налогоплательщиков, притом немалые, будут потрачены зря, предупреждают они.  

Есть и другие аргументы против. Только что закончившаяся проверка пилотных школ, проведенная силами специалистов Кембриджа, подтвердила: использование системы поощрения в целом «мало сказалось» на поведении учащихся.




Партнеры