Школа, садись, два!

Половина россиян дает школе негативную оценку.

15 декабря 2008 в 17:43, просмотров: 1002

Последние исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют: почти половина населения страны не довольна нашим средним образованием. Негативную оценку ситуации в школе в общей сложности дали 45% опрошенных. При этом каждый третий заявил, что она тревожная, а еще 13% - что попросту кризисная. Лишь чуть более трети (37%) полагают, что ситуация в школе в общем-то нормальная. А 3% - даже, что она отличная. 15% респондентов с ответом затруднились.

Примечательно, что и негативную, и позитивную оценку школе дают те, кто сталкивается с ней на собственном опыте: тревожной обстановку в школе считают 36% тех, в чьих семьях есть школьники, а нормальной – 43% таких же семей. Решающую роль в определении позиции, как явствует из исследования, играют другие факторы. А именно – образование и возрастная группа респондента. Так негативную оценку школе дают в основном те, кто помнят, как учили раньше (до 40% не одобряющих нынешней школы составляют люди, которым сейчас 35-59 лет), а также обладатели высшего образования (35%). О том, что ситуация нормальная, чаще говорят недавние выпускники – 18-24-летние россияне (51%), а с ними те, у кого лишь среднее образование (40%). 

Единодушными респонденты оказались в другом. Без малого три четверти опрошенных (71%) поддержали предложение Дмитрия Медведева разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Особенно по сердцу эта идея пришлась тем, в чьем ближайшем окружении есть школьники (72%), и молодежи – 18-34-летним россиянам (73-74%).

Впрочем, среди энтузиастов выявилась значительная группа скептиков. Почти каждый пятый (19%) полагает, что, хотя президентские меры и правильные, толку от них не будет, во всяком случае, существенного повышения качества образования они не ожидают. Чаще всего эти опасения высказывают те, у кого есть дети, внуки, братья или сестры, обучающиеся в школе (20%) и люди среднего возраста – 35-44-летние респонденты (22%).

А вот в необходимости разработки новых стандартов проектирования и оснащения школ не сомневается практически никто. 71% россиян полагают, что это будет реально способствовать повышению качества образования. Неэффективной и безрезультатной эту меру считают лишь 4% респондентов, а 17% хоть и ожидают повышения качества образования, но опасаются, что отдача будет не очень большой.

Одобряют наши люди и построение системы поиска и поддержки талантливых детей – 62% опрошенных, поровну среди тех, у кого есть в семье школьники, и тех, у кого их нет. В то же время каждый четвертый уверен, что на практике эта затея вряд ли поспособствует повышению качества образования. Причем чаще всего так думают те, у кого в семье есть школьники (26%).

Обеспокоенность общества состоянием отечественной школы полностью совпадает с мнением специалистов – учителей и детских психологов. Корень проблем, по их мнению, лежит в неправильной подготовке учителя. А, значит, с нее реформу среднего образования и надо начинать. По словам президента Федерации психологов образования России, ректора Московского городского психолого-педагогического университета Виталия Рубцова, задача современного педагога – не только вооружать ребенка знаниями, но, главным образом, прививать ему желание и умение учиться. То есть получать удовольствие от учебы. Для этого, подчеркнул он, учитель должен знать на «пятерку» не только свой предмет, но и возрастную психологию. А, значит, иметь и педагогическую, и психологическую подготовку.

Нынешний стандарт высшего педобразования такой возможности не дает. И, чтобы восполнить этот пробел, специалисты Московского городского психолого-педагогического университета разработали новый. Если он будет принят, вместо специальности «Педагогическое образование» появится направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», в рамках которого будущих учителей и воспитателей детских садов будут учить полностью раскрывать интеллектуальный и личностный потенциал своих учеников.

Проект нового образовательного государственного стандарта для будущих учителей уже одобрен комиссией Мосгордумы по образованию и науке. В Минобрнауки его только начали изучать. Однако, по словам замминистра Исаака Калины, он лично не имеет ничего против включения психологической составляющей в название специальности педагога.



Партнеры