"Традиция идёт в ногу со временем"

Выставка-ярмарка «Ладья-2008» раскрывает секреты народных промыслов

19 декабря 2008 в 18:25, просмотров: 785

Шерстяные бусы? Синий Кремль? Медвежий клык на веревочке? Это не выставка современного искусства. Наоборот, это экспозиция народных промыслов России. На выставку-ярмарку «Ладья-2008» съехались мастера со всех концов страны. 98 регионов, около 500 организаций, 14 направлений промыслов. И все в одном павильоне «Экспоцентра». 

Каждый стенд здесь – история одной самобытной и неповторимой традиции. Любоваться на плоды творчества мастеров народных промыслов можно часами. Вот мастера из Ярославля показывают искусство фильцевания.

- Берем немного шерсти и начинаем колоть ее длинной иглой, - рассказывает Ирина, она проводит небольшой мастер-класс рядом со стендом. – Постепенно шерсть становится плотнее. Можно делать фильцевание по сухому и по мокрому. В последнем случае вы чуть мочите руки водой и скатываете шерсть в руках...

Итог таких работ рядом – меховые игрушечные кошечки и зайчики. А для модниц – бузы из шерсти.

- Писк сезона! - заявляет Ирина.

Фильцевание – старинное искусство. Но сегодня оно, как и многие народные промыслы, приспособилось к современным условиям.

- Традиции идут в ногу со временем. И это хорошо, - рассказывает Татьяна, сотрудник организатора выставки-ярманки, ассоциации «Народные художественные промыслы», - Ведь тогда эти промыслы не забываются, остаются востребованными.

- Стараясь не отстать от времени, техника не меняется?

- В основном, конечно, нет. Вот пример: кружевоплетение. Раньше изделия из кружева можно было использовать редко. Допустим, нарядную кружевную накидку можно было надеть только «на выход»: в театр, например. Сейчас же кружево или вышивка «вставляется» в современной одежду: модную кофточку или платье. При этом традиция кружевоплетения остается такой же как много-много лет назад.

- Ну хорошо. Кружево можно использовать для создания модной одежды. А что сегодня происходит с такими традиционными промыслами, как хохлома, гжель, майолика?

- Традиция остается неизменной. Естественно появляются образы современные. Вот например, блюдо с изображением Московского Кремля сделано в лучших традициях гжеля. Раньше, конечно, такие изображения не делали. Но сама технология – та же. На белый фарфор наносится серая краска. При обжиге нанесенная краска становится кобальтового, то есть синего цвета. При чем, как и раньше, рисунок делается «с одного маска». Мастер не может нанести краску второй раз по уже существующему слою.

Пока Татьяна рассказывает, мы проходим по центральной экспозиции выставки-ярмарки. Здесь около 1000 работ, представленных организациями на ежегодный конкурс «Ладьи». Среди номинаций – «Дорогая моя столица», «Православие в произведениях народных мастеров и художников», «Народная игрушка», «Охота: традиции современности». За призовые дипломы соревнуются самые разные народные промыслы. Главное, конечно, не победа, а красота вещей, выполненных руками настоящих умельцев.

- Что касается майолики, - продолжает Татьяна. - Этот промысел сейчас возрождается. Вообще гжель начинался с именно майолики. И если элементы техники гжеля были привнесены из других культур, то майолика родилась в России. Традиционно коричневая глина расписывалась цветными эмалями.

- А что с хохломой?

- Традиционная роспись черным или красным по золотому фону сохраняется. Новым можно назвать направление лаковой миниатюры. Та же привычная травная живопись и кудрина используется, но только в миниатюре.

Прямо напротив конкурсной экспозиции – «Город мастеров». Зрелище уникальное. Мастера занимаются каждый своим делом. К любому можно подойти и разузнать как, что делается и даже попробовать. Корр. «МК» решил испытать себя в гончарном деле.

- Берите глину, будем делать кувшин, - командует мастер Вася. Он сейчас пишет дипломную работу по большим кувшинам, как он сам выразился.

Итак, закрутился гончарный круг, главное, держать руки на глине!

- Главное, не забывайте мочить руки. Как только пальцы высыхают глина перестает слушаться, - наставляет мастер. – Вначале нужно централизовать глину. Чтобы она была ровная со всех сторон. А потом давим большими пальцами в центр.

Не простое занятие на самом деле. Требует концентрации и силы. Поэтому в основном этим промыслом занимаются мужчины...

Рядом готовые кувшины распивают. Потом их предстоит обжечь в печи. У каждого мастера свои секреты. Пожалуй, только на выставке-ярмарки «Ладья» они с готовностью показывают свое искусство.

Выставка-ярмарка «Ладья-2008» продлится до 21 декабря.




Партнеры