Юрий Лужков: “Москву можно по праву назвать столицей российского малого бизнеса”

В сложной финансовой ситуации, в которой оказалась мировая экономика, российские и столичные власти не намерены менять свою экономическую политику

21 декабря 2008 в 16:23, просмотров: 689

В сложной финансовой ситуации, в которой оказалась мировая экономика, российские и столичные власти не намерены менять свою экономическую политику. Курс на поддержку российского бизнеса останется неизменным. При этом, как и прежде, ставка делается на частную инициативу, предпринимательскую свободу, открытость и рациональную интеграцию в мировую экономику. Об антикризисной поддержке малого бизнеса столицы подробнее читайте в эксклюзивной статье мэра Москвы Юрия ЛУЖКОВА.

Накануне Нового года московские предприниматели все чаще стали покупать газеты и журналы, а из Интернета их и просто не выгнать — бизнес ищет хорошие новости.

Москву можно по праву назвать столицей российского малого бизнеса. К началу 2008 года в городе уже насчитывалось более 214 тысяч малых предприятий и 124 тысячи индивидуальных предпринимателей. Число столичных малых предприятий значительно превышает аналогичные показатели по России в целом. На тысячу москвичей приходится примерно 20 малых предприятий. С каждым годом их все больше: есть положительная динамика роста числа вновь открываемых малых и средних фирм, а также регистрации индивидуальных предпринимателей.

Оборот московских малых предприятий в прошлом году превысил 4,5 триллиона рублей. Это около трети оборота всех малых предприятий России. И, что очень важно, московское предпринимательство обеспечивает рабочими местами более двух миллионов человек, то есть треть всего экономически активного населения. С такими показателями Москву уже сегодня можно смело сравнивать с мегаполисами США и развитых стран Европы, где до половины трудоспособного населения обеспечивается работой на малых и средних предприятиях.

Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Москве — увеличение численности малых предприятий, их доходов, бюджетных поступлений — являются результатом проводимой в городе политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на протяжении многих лет. С 1994 года эта работа ведется на основе комплексных программ.

Мне хотелось бы заострить внимание московских предпринимателей на основных программах поддержки столичного малого бизнеса. Они особо необходимы и востребованы в условиях нынешней мировой финансовой стагнации и кризиса.

Финансовые вливания: от ведра до пипетки

Городские власти контролируют финансовую ситуацию в столице. Однако правда и то, что наблюдается существенное повышение стоимости кредитов для реального сектора экономики, для малого и среднего бизнеса. В связи с этим малым и средним предприятиям столицы оказывается как прямая финансовая поддержка, направленная на снижение стоимости кредитов, так и содействие при получении кредитов — в виде гарантий правительства Москвы.

Особым приоритетом при прямой и косвенной финансовой поддержке пользуются предприятия реального сектора — промышленники, строители, транспортники и связисты, коммунальщики. Другая привилегированная категория — проекты начинающих и молодых предпринимателей, вновь открываемые предприятия.

Для оказания реальной финансовой помощи московское правительство организовало Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Основная цель фонда — гарантирование кредитов, займов и отношений лизинга для малого и среднего бизнеса. Фонд кроме всего прочего — эффективный инструмент управления финансовыми рисками. Он уже предоставил 1400 с лишним гарантий на общую сумму свыше 5 миллиардов рублей, что позволило привлечь в сферу малого и среднего бизнеса дополнительно около 11 миллиардов рублей.

Вполне закономерно, что в условиях современной экономической ситуации количество обращений за предоставлением гарантий существенно возросло. Значит, Фонд необходим малому бизнесу города. Пока он довольно успешно справляется с потоком желающих воспользоваться его услугами, но нам бы хотелось в будущем значительно расширить его деятельность, для чего необходимы серьезные поправки в Налоговом кодексе РФ. К примеру, вопросы налогообложения операций по поручительствам фондов не отражены должным образом в кодексе — как вознаграждение, так и выплаты облагаются НДС и налогом на прибыль.

В этом году было создано агентство “Микрофинанс”, призванное обеспечить предприятия малого бизнеса Москвы кредитами (микрозаймами) до 350 тыс. рублей на срок до двух лет по упрощенной процедуре. За три месяца 2008 года агентством уже выдано 62 млн. рублей займов. Несмотря на высокие темпы роста этого вида поддержки, говорить об их достаточности в современных условиях рано.

Понимая это, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы заключил соглашение с Российским банком развития о совместной деятельности по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Предметом соглашения является долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество сторон, направленное на реализацию совместной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы.

Подводные камни: ищем фарватер

Нередко говорят, что малому бизнесу трудно конкурировать с крупным — в отсутствие рекламы, доступной сейчас по ценам только “великанам”, возникают проблемы со спросом. Правительство Москвы не скрывает, что занимается стимулированием инвестиционных проектов, направленных на повышение спроса на промышленную продукцию московских производителей. Для этого в городе прилагаются серьезные усилия по развитию инфраструктуры промышленной деятельности, а также межрегионального сотрудничества. Например, ведется работа по созданию промышленных парков и технопарков для наукоемких производств малого бизнеса. Используется и такая актуальная сейчас форма поддержки, как частно-государственное партнерство. В проекте Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года определена политика перехода к инновационной экономике, и город рассчитывает, что малый бизнес станет одним из главных локомотивов этой трансформации.

Другая проблема малого бизнеса — дефицит квалифицированного персонала. Однако мировой финансовый кризис, который затронет практически все хозяйствующие субъекты, неизбежно увеличит число высвобождаемых сотрудников. Это, в свою очередь, окажет стимулирующее воздействие на часть уволенных сотрудников к началу собственной предпринимательской деятельности или поиску работы, в том числе и на малых предприятиях города. Следовательно, в ближайшее время можно ожидать существенного увеличения спроса на образовательные услуги, позволяющие получить необходимые знания в сфере предпринимательства или для овладения новыми профессиями. Поэтому городом уже сейчас реализуется обширная программа подготовки и переподготовки кадров.

И, наконец, главный фактор, сдерживающий развитие малого и среднего предпринимательства, — нехватка нежилых помещений. Обеспеченность малого предпринимательства нежилыми помещениями составляет в настоящее время порядка 5,3 кв. м на одного занятого. Половина малых предприятий не удовлетворены имеющимися помещениями и ведут их активный поиск.

Для решения проблемы дефицита нежилых помещений в Москве формируется имущественная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя расположенные на территории города технопарки, бизнес-инкубаторы и многофункциональные деловые центры.

Город практически закончил формирование перечня государственного имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства с применением льготных ставок по арендной плате. Завершается и создание нормативно-правовой базы, регламентирующей основы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.

Сумрак законов в ожидании луча света

Однако принятие новых федеральных законов, необходимость совершенствования на городском и федеральном уровнях механизмов обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства движимым и недвижимым имуществом, особенно в складывающейся экономической ситуации, предполагает проведение работы как по корректировке нормативной правовой базы города Москвы, так и изменению федерального законодательства.

Зачастую противоречие федеральных законов может значительно затруднить реализацию программ, принятых в субъектах Российской Федерации и связанных с обеспечением малых и средних предприятий нежилыми помещениями.
Так, Федеральным законом №209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” предоставлено право органам государственной власти оказывать имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства путем передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества, в том числе земельных участков на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях. Закон есть, но он не прописывает льготную процедуру предоставления земельных участков.

При этом порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, регулируется Земельным кодексом РФ, в соответствии с которым предоставление земельных участков осуществляется на основании торгов (аукционов или конкурсов), что само по себе подразумевает возмездность.

Нельзя не упомянуть и о принятом Федеральном законе от 30.06.2008 г. №108-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” в части дополнения статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ “О защите конкуренции”. Данная статья лишает субъекты РФ права на внеконкурсное предоставление помещений, а предпринимателей — права на перезаключение арендных договоров на новый срок.

Этот закон лишает город возможности формирования комфортной для москвичей социальной инфраструктуры — город больше не сможет давать преференции предприятиям бытового обслуживания, аптекам, социальным магазинам и т.п. Очевидно, что социально ориентированный бизнес не может участвовать в аукционных торгах на равных условиях с крупным или сетевым бизнесом, ориентированным лишь на прибыль. Программы льготирования малого бизнеса фактически блокируются.

Предприниматели, арендующие городские площади, также стали пострадавшей стороной. Для них возник административный барьер, способный разрушить один из основных принципов взаимодействия бизнеса и государства — стабильность взаимоотношений.

Сейчас предприниматель, арендующий государственные площади (учитывая их не самое лучшее техническое состояние и отсутствие инфраструктуры), компенсирует свои издержки на ремонт и т.п. за счет гарантии долгосрочности арендных отношений. Теперь компенсировать будет нечем.

Это вызывает массовую негативную реакцию предпринимателей, вынужденных помимо перехода на рыночные (аукционные) ставки арендной платы нести существенные расходы по ремонту и эксплуатации арендуемого государственного имущества.

Новое развитие взаимоотношений не только снижает привлекательность городского имущества как объекта аренды, но идет вразрез с декларируемыми руководством страны принципами создания малому бизнесу условий для стабильного развития. Позиция Федеральной антимонопольной службы совершенно не учитывает особенностей мегаполисов и сложившейся на московском рынке структуры ценообразования, формируемой высокорентабельными видами бизнеса.

Малому бизнесу нужна теплица

Учитывая общую логику Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в части имущественной поддержки, я хотел бы высказать ряд предложений.

Во-первых, надо внести дополнения в Земельный кодекс РФ, предусмотрев в нем отдельный порядок предоставления земельных участков в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие предложения подготовлены городом и ранее уже были направлены в Правительство Российской Федерации.
А во-вторых, вести изменение в ст. 17.1 108-ФЗ в части разрешения субъектам Федерации и муниципалитетам внеаукционной передачи в аренду помещений МСП.

Концентрируясь на поддержке реального сектора малого и среднего бизнеса в сфере промышленного производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, необходимо продолжить работу по строительству имущественных комплексов для предпринимателей. В этой связи, полагаю, целесообразным было бы рассмотреть на федеральном уровне возможность софинансирования расходов на создание технопарков в форме частно-государственного партнерства.

Необходимо развивать и совершенствовать механизмы трансфера технологий, более эффективно использовать потенциал малых и средних предприятий Москвы, содействовать продвижению их проектов в сфере ресурсо- и энергосбережения, биотехнологий, технологий АПК и многих других на внешние рынки.

И если уж наша страна осознала риски, которые несет с собой кризис, надо принимать оперативные государственные решения, направленные на спасение малого бизнеса наравне с крупным.

Чего именно ожидает малый бизнес от государства?

Многого. Налоговых каникул. Исключения из налогооблагаемой базы вознаграждений и выплат фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов). Возврата инвестиционной льготы. Снижения НДС вплоть до полной отмены (с возвратом налога с продаж). Срочного принятия законов о снижении административных барьеров для малого и среднего бизнеса (они приняты Государственной думой, но лишь в первом чтении). Кратного увеличения финансирования государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса с одновременным снятием требования о софинансировании со стороны регионов и переходом к увязке по количеству малых и средних предприятий в регионах. Изменения ст. 17.1 108-ФЗ в части разрешения субъектам Федерации и муниципалитетам внеаукционной передачи в аренду помещений. Запрета налоговым органам арестов счетов. Поддержки небольших банков и лизинговых компаний, обслуживающих малые предприятия. Возврата в Бюджетный кодекс РФ такой формы финансирования, как бюджетный кредит. Моратория на рост цен на энергоносители и коммунальные услуги. Внесения изменений в 94-й Федеральный закон, регулирующий государственные закупки, в части пересмотра в сторону увеличения предельных значений участия субъектов малого предпринимательства при распределении госзаказа.

В создавшихся экономических условиях безоговорочно поддерживаю предложение о создании на федеральном уровне специального агентства, которое будет непосредственно заниматься проблемами развития малого и среднего бизнеса в России и координировать работу всех субъектов РФ в данном направлении. Безусловно, эти и, видимо, другие меры должны сопровождаться разъяснительной кампанией со стороны высших чиновников Правительства России.

Федеральной власти надо внятно заявить, что проблемы малого бизнеса и домашних хозяйств являются безусловными приоритетами государственной политики — не “Газпромом” единым жива Россия.




Партнеры