Столичные противогололедные реагенты безопасны для людей и животных

Чиновники и эксперты развеяли мифы об их использовании.

Реагенты – это достаточно эффективный и надежный способ работы в зимний период. Никакой опасности в их использовании нет, - именно эта фраза нового руководителя Департамента ЖКХ и Б Андрея Цыбина стали лейтмотивом пресс-конференции, посвященной использованию противогололедных материалов (ПГМ) в Москве. Что только не делали организаторы мероприятия, чтобы убедить журналистов в достоверности этих слов: предоставляли данные Комитета по ветеринарии и Роспотребнадзора об отсутствии влияния реагентов на людей и животных, демонстрировали фильм, где рассказывается об утилизации снега после применения ПГМ, и даже устроили экскурсию в аналитический центр контроля качества воды. В итоге, все-таки, убедили.

О том, что тема наболевшая и очень серьезная, можно было судить по списку гостей: среди приглашенных числились представители ГИБДД, Роспотребнадзора, «Мосводоканала», Департамента природопользования и охраны окружающей среды, заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова и т.д. Однако не успели выступающие сказать и пары слов, как их засыпали вопросами:

- Какие реагенты используют в Москве и безопасны ли они для человека? – вопрошали «акулы пера».

- Сейчас в столице применяются 4 вида ПГМ: два в жидком виде (28% раствор хлористого кальция и 28% раствор, содержащий хлористый натрий и хлористый кальций) и два в твердом виде (96% хлористого кальция и 75% хлористого натрия + 25% хлористого кальция). Они абсолютно безопасны для здоровья человека, - заверил собравшихся профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова Дмитрий Хомяков.

При этом жидкие реагенты применяются, когда температура опускается немного ниже 0 градусов или перед снегопадами. Их основная задача не допустить образования наледи на дорогах. Твердые реагенты используются в морозную погоду, когда нужно растопить приличную толщу льда при низкой температуре. Кстати, для тех, кто не знает: в столице реагенты разрешается применять только на автодорогах, а во дворах, на остановках городского транспорта, подходам к метро и т.д. – использование ПГМ категорически запрещено (ослушавшихся ждут крупные штрафы). Что касается автострад, то сразу после того, как реагент сделал свою работу, снег собирается и отвозится на снегоплавильные пункты (тем самым предотвращается распространение реагентов на пешеходные дорожки и дворовые территории). Там он дробится, плавится, из него вылавливаются твердые примеси, а затем талая вода отправляется в канализацию. Но здесь возникает вопрос: «А какой процент содержания солей реагентов остается в этой воде?» Оказалось, небольшой:

- Столовая вода, которую мы пьем, содержит до 1,5 грамма солей в литре, а в стоках после плавки снега в том же литре в среднем содержится 0,2 грамма реагентов, - успокаивает г-н Хомяков. – Главное, правильная дозировка, тогда применение ПГМ безопасно как для животных, так и для людей.

- Все применяемые реагенты проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Фактов ухудшения состояния здоровья населения в связи с их использованием не было выявлено, - поддержал коллегу представитель Роспотребнадзора.

- В 2008 году не было ни одного ДТП по причине плохого состояния дорог (это говорит об эффективной работе реагента и отсутствии наледи на автотрассах – «МК»), - присоединился к разговору замначальника ГИБДД г. Москвы Игорь Исаев.

С другой стороны, чиновники и специалисты все-таки не стали отрицать определенное вредное воздействие реагентов на мех, кожу, резину, метал и т.д. Однако, по словам руководителя Департамента ЖКХ и Б, это воздействие сведено к минимуму, потому что строго соблюдаются пропорции и дозы ПГМ. Другими словами, если поставить ботинок в раствор хлористого кальция в чистом виде, от обуви мало что останется, если эксперимент повторить в дозированном растворе, то вред будет минимальным. Не наносят вред реагенты и братьям нашим меньшим – об этом в свою очередь заявил начальник отдела Комитета по ветеринарии Сергей Филатов: «За последние три года у нас не было ни одного обращения, когда животные пострадали бы от воздействия ПГМ».

После пресс-конференции журналистов отвезли в аналитический центр контроля качества воды. Там продемонстрировали современную лабораторию, где проводятся анализы широкого спектра любой воды, в том числе талой и питьевой.  

СПРАВКА «МК»

До 1993 года в столице в качестве ПГМ использовалась песково-соляная смесь, что приводило к повышенному загрязнению асфальтобетонных покрытий, проезжей части, тротуаров, а также газонов и систем водостока. С 1993 года по 1994 в Москве перешли на чистую техническую соль. Однако ее применение в течение 8-ми зимних сезонов негативно отразилось на окружающей среде. Соль разъедала обувь, лапы животных и даже автомобили. Страдал и общественный транспорт: пары натрия разъедали вставки электропроводов и троллейбусы создавали постоянные заторы. А в результате засоления почв стали погибать зеленые насаждения. Если бы город и дальше продолжал применять соль для уборки, то в столице сегодня могло бы не остаться ни газонов, ни деревьев. В 2001 году, учитывая создавшуюся обстановку, Москва решили перейти на химические реагенты, которые широко используются на Западе и оказывают наименьшее вредное воздействие на окружающую среду. Таким образом, применяемые в настоящее время реагенты хлористого кальция не ведут к выделению химических веществ в атмосферу, а допустимость применения вышеуказанных ПГМ подтверждена заключением Государственной экологической экспертизы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру