Кирилла выбрали прозрачно

У РПЦ — новый Патриарх

27 января 2009 в 22:10, просмотров: 846

У Русской православной церкви — новый патриарх. Им стал митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл, набравший в ходе волеизъявления на Поместном соборе 508 голосов (всего делегатов было 702). Его единственным соперником оказался митрополит Калужский и Боровский Климент: третий претендент на Патриарший престол, митрополит Филарет, за несколько часов до голосования снял свою кандидатуру.

Для соблюдения объективности процедуры представители церкви даже позаимствовали у Центризбиркома прозрачные урны. Около шести вечера в них начали опускать бюллетени, а уже через полчаса голосование завершилось… 

Биография новоизбранного патриарха

Митрополит Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Закончил Ленинградскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию (ЛДА). В июне 1970 года ему была присуждена степень кандидата богословия. После защиты диссертации был оставлен при академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДА, а также назначен личным секретарем митрополита Никодима.

В 1971 году Кирилл возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

В 1972 году о. Кирилл сопровождал патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию.

В декабре 1974 года назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, а в июне 1975 года — председателем епархиального совета Ленинградской митрополии.

14 марта 1976 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа и 5 сентября награжден памятной панагией.

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. Титул был изменен в апреле 1989 года на “Смоленский и Калининградский”.

Определением Священного синода от 14 ноября 1989 года Кирилл назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Св. синода по должности.

В сан митрополита Кирилл возведен 25 февраля 1991 года.

6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного синода Русской православной церкви в связи с кончиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго митрополит Кирилл тайным голосованием избран Местоблюстителем Патриаршего престола.

Митрополит Кирилл награжден рядом церковных наград, государственными орденами Дружбы народов, Дружбы, “За заслуги перед Отечеством” третьей степени.

 

Так говорил митрополит Кирилл

“Олигархическо-монополистический капитализм современного типа обречен”

 

Новоизбранный Патриарх всея Руси, будучи главой Отдела внешних церковных сношений РПЦ, весьма часто давал интервью СМИ и, естественно, выступал публично. Ему не чужд даже жанр открытого письма — например, именно таким образом митрополит Кирилл однажды обратился к… Кондолизе Райс (эта реакция последовала на доклад госдепа США, в котором говорилось, что церковь в России по статусу приближается к государственной). Мы собрали наиболее знаковые, на наш взгляд, высказывания…

 

О ПОСТМОДЕРНЕ: “Для постмодерна характерно отрицание какой-либо идеологии и единого мировоззрения. Сегодня многие у нас сетуют, что страна не имеет своей идеологии… Однако… в наше время, эпоху постмодерна, идеология отступает на задний план, и каждый человек самостоятельно решает, что ему надо. На фоне отсутствия идеологии возникают новые силы, которые объединяют людей. Сюда может быть отнесена, например, мода — в самом широком смысле этого слова… Далеко не всегда эти стандарты обогащают внутренний мир человека… Задумаемся, что означает колоссальное количество транслируемых сегодня развлекательных телепрограмм, совершенно несоизмеримое с реальными потребностями тех, кто эти программы смотрит на телевидении?.. Эти программы… создают иллюзию некоего идеального мира — блестящего, самодостаточного, мира без страданий — мира, где даже смерть является не более чем развлечением. Огромную роль в том, что человек подпадает под очарование этого иллюзорного мира, играет реклама. Реклама, помимо того что вводит человека в виртуальную псевдореальность, пробуждает в душе потребительские чувства, которые также формируют определенное — далеко не самое правильное — отношение к жизни, некий поведенческий стандарт”.

Из выступления на XV Рождественских чтениях, январь 2007 г.

О ПРАВОЗАЩИТНИКАХ: “Скомпрометированной правозащитная деятельность оказалась именно из-за неумения различать настоящие случаи нарушения прав человека — и использование прав человека для того, чтобы добиться каких-либо политических целей. Как же оставалось реагировать нашим гражданам на правозащитную деятельность, если некоторые правозащитники поддерживали людей, воевавших против России, наживавшихся за счет своего народа, издевающихся над культурой и религией большинства, пренебрегающих нравственными нормами… Вот когда правозащитники будут отстаивать правду вне политических интересов своих спонсоров, чаще всего заграничных, и перестанут отождествляться с теми, кто не любит Россию, тогда в глазах людей это движение будет реабилитировано. Хотел бы при этом подчеркнуть, что сказанное не следует распространять на всех правозащитников, среди которых есть весьма уважаемые люди”.

Из интервью журналу “Фома”, июнь 2006 г.

О ГОСУДАРСТВЕ:Еще далеко не во всех сферах государство пошло на установление с РПЦ таких отношений, которые способствовали бы наилучшей реализации религиозных свобод граждан. Так, до сих пор отсутствуют регулярная капелланская служба в армии и местах заключения, институт посольских священников…”

Из открытого письма госсекретарю США Кондолизе Райс, ноябрь 2005 г.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ВАТИКАНОМ: “Позиция Русской православной церкви относительно возможности встречи ее Предстоятеля с Папой Римским остается неизменной. Это вопрос не личности Патриарха или Папы, а определенных реалий, которые существуют в отношениях между нашими Церквами. Поэтому на данный момент я могу сказать то же, что в последние годы говорил покойный Святейший, отвечая на подобные вопросы. Встреча между Патриархом и Папой станет возможной только тогда, когда окончательно наметятся реальные положительные сдвиги в вопросах, являвшихся в течение долгого времени проблематичными для наших отношений”.

Из интервью газете “Труд”, январь 2009 г.

 

О ПАСТЫРЯХ: “Охлаждение духа, закоснелость во внешних обрядовых формах — вот одна из главных опасностей, подстерегающих пастыря. Духовный учитель не должен превращаться в “жреца”, считающего главным, а то и единственным своим делом совершение молебнов, панихид, отпеваний, освящение квартир и автомобилей. Тем более он не должен становиться по преимуществу администратором или хозяйственником… Подлинным искусством пастыря является не принятие всех этих забот на себя, а умение разделить их с мирянами при полном сохранении авторитета и последнего слова пастыря как главы церковной общины”.

Из выступления на конференции “Пастырство: традиции и современность”, ноябрь 2008 г.

 

 

О ПРАВИЛАХ СХВАТКИ: “В некоторых восточных единоборствах победа достигается исключительно путем обращения против нападающего его собственной силы, с которою он пытается воздействовать на своего противника, так что чем могущественнее соперник, тем вернее он будет повержен тем, кто владеет этой тонкой техникой”.

Из выступления на конференции, посвященной 30-летию кончины митрополита Никодима (Ротова).

 

О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА: “Взгляд на аборт как на право женщины привел к тому, что международные организации оказываются глухими и слепыми к праву на жизнь зачатого ребенка. Сегодня не действуют ссылки на этику, когда проводятся эксперименты с эмбрионами человека. Еще больше удивляют предложения о внесении в корпус прав человека права на эвтаназию. Права человека, которые начинаются с фундаментального права на жизнь, в ближайшем будущем могут оказаться на стороне смерти”.

Из выступления на 7-й сессии Совета по правам человека ООН в Женеве, март 2008 г.

 

О СЕМЬЕ: “Бывает так, что люди начинают жить вместе семейной жизнью, не желая брать на себя никаких обязательств ни перед Богом, ни перед людьми. Сегодня очень модны так называемые пробные, или гражданские, браки. Парень и девушка сходятся и живут совместно. Если у них складывается жизнь, то они остаются вместе и потом даже регистрируют брак, венчаются в церкви. А если нет, то расходятся. Многие считают, что в семейных отношениях, как и в других сферах жизнедеятельности, богатый опыт является основой последующего успеха. В отношении любой профессии это справедливое утверждение. Но к интимным отношениям оно неприменимо. Чем больше у человека было увлечений и связей, тем более он становится недоверчивым и подозрительным. У него теряется способность раскрываться перед другим человеком и доверять ему. Более того, такой человек не способен искать компромисс и преодолевать трудности в отношениях, потому что всякий раз, когда они возникали, он просто разрывал общение”.

Из выступления на XII Всемирном русском народном соборе, февраль 2008 г.

 

ОБ ОЛИГАРХАХ: “Экономика не является сферой исключительно материальных интересов, а безнравственная экономика — это уже не экономика в изначальном смысле слова, так как служит она не созиданию, а разрушению. Примеров тому в современном мире немало: налицо нищета миллионов людей, отупляющий культ потребления, экологический кризис. Все это результат именно бездуховного хозяйствования, “экономики” наживы и эгоизма…

В исторической перспективе олигархическо-монополистический капитализм современного типа обречен. Ему не справиться с тем колоссальным объемом внутренних противоречий и волнами социального протеста, которые он способен породить и уже порождает в мировом масштабе. Пока же глобализация, как показывает практика, приносит плоды, обратные тем, что предполагались изначально. Только за последние двадцать лет разрыв в доходах между богатыми и бедными увеличился на порядок, международная экономика постоянно балансирует на грани финансового кризиса, миллионам людей по-прежнему отказано в доступе к благам цивилизации. Одним словом, нравственной подобную экономическую политику не назовешь”.

Из интервью журналу “Международная экономика”, ноябрь 2007 г.



Партнеры