В Можайске сложилась неформальная ситуация

Среди местных подростков каждый второй состоит в какой-нибудь группировке

— Давайте только не здесь. Здесь воняет! — мальчик с нежным личиком, больше похожий на девочку, брезгливо сморщился.
— А в какой помойке не воняет? — хмыкнул верзила с рыжим ирокезом. — Парень, ты у себя дома выбирать будешь, из какой тарелки есть.
И освежителем воздуха пользоваться. Лезь или вали.
Ребенок, подавив естественные инстинкты, подтянулся на мусорном контейнере и запрыгнул внутрь.
Это не диалог бродяг. Фактически вы прочли стенограмму священного таинства — ритуала посвящения в панки. Именно так, через помойку, можайские тинейджеры вступают в новую жизнь.


Погрузившись в бак с мусором, они выходят оттуда “чистыми и обновленными”, а главное — свободными. В этом главный смысл существования неформалов.
По неофициальной статистике (официальной попросту нет), в этом маленьком подмосковном городе более 60% школьников 12—16 лет считают себя неформалами и носят одежду, которая чем-либо выделяет их из толпы. Уже, похоже, недалек и тот день, когда из толпы будут выделяться те, кто носит обычные джинсы и юбки.
Они считают себя неформалами. Считают, потому что истинных представителей субкультур, поддерживающих особую идеологию, в подростковом мире единицы. Все остальные (так их называют сами “представители рас”) — это позеры, которые не понимают смысла и сути своей “религии”.
— Сейчас повсюду мода на неформалов, — просветила меня девочка-восьмиклассница в черной куртке, черных штанах, черных тапках, с черными волосами и ногтями.
“Готка?” — подумала я. Оказалось, нет — бывшая эмо.
— А в чем разница? — спрашиваю.
— Несведущий человек не разберет… Готы носят высокие гриндеры, панки — чуть ниже, у эмо тапки, а иногда обувь отличается только подошвой.
— И много вас?
— Настоящих мало. Остальные просто копируют стиль одежды и поведения. Могут даже стать посвященными, но в действительности они не понимают сути самой субкультуры.
…Пару месяцев назад, начав преподавать в школе, я стала осознавать, что имею дело с поколением, совершенно не похожим на мое. В детстве думаешь, что, когда вырастешь, всегда поймешь и поддержишь юную поросль. Но вот у тебя перед носом сидит 11-летнее чудо в черном балахоне с капюшоном, в напульсниках и с гвоздиками в ушах. Сегодня это чудо пришло на урок с ирокезом. А начав доставать из рюкзака учебник, выронило… пенку для волос.
Как понять этого ребенка?
— В том-то и дело. Общество отрицает неформалов, нас везде притесняют и даже штрафуют на улицах за внешний вид. Недавно менты штрафанули мою подругу-металлистку на 5 тысяч. И никто не попробовал понять, почему мы такие, — пыталась вывести меня из недоумения новая знакомая, “бывшая эмо”.
— Да вы просто прячетесь от действительности за всем этим нагромождением атрибутов. Живете в нереальном мире и жалуетесь, что вас не понимают…
— Заблуждаетесь. Мы не прячемся, а противопоставляем себя обществу. Не хотим жить по его законам. И живем сегодняшним днем. Мы свободны. Кто-то, проходя по парку и увидев, что обижают ребенка, или собаку, или старика, промолчит. А неформал заступится. Вы не знаете их. Это самые романтичные, тонко чувствующие люди.
И вот я — среди них. Романтичных и тонко чувствующих. Вечер, улица, дом, помойка. Голова ребенка высовывается из мусорного контейнера: “Все?”. “Все, ты панк”, — два верзилы разворачиваются и уходят в неизвестном направлении. Друзья мальчика помогают ему выбраться из мусорки.
— Доволен? — спрашиваю я. Лицо 6-классника сияет. Когда мальчишки скрываются за поворотом, моя знакомая эмо печально констатирует:
— Еще один позер.
Но ведь посвящали его “истинные”.
Кстати, сейчас повсеместно придумываются все новые и новые обряды посвящения. А опробуются все чаще позерами.
Как рассказал “МК” психолог Михаил Виноградов, проблема состоит в том, что молодежи свойственно объединяться в группы. Это закономерный этап взросления. В середине прошлого века были дворовые команды, “стенка на стенку”, а потом появилась формализованная группа под госконтролем, хотя наравне с комсомольцами существовали и стиляги, и хиппи, и так далее.
Политика государства тогда была очень правильная. Как сейчас в Америке. Хотя там кишмя кишат те же готы и эмо, все они существуют под контролем государства и общества. “А увлечения российской молодежи, к сожалению, носят характер патологический, извращенный и даже полукриминальный”, — считает он.
В правоте его слов я убедилась на следующий же день. “Мой” 11-летний панк отделал одноклассника. Все началось с перебранки после уроков и дошло до оскорблений. Выдав весь свой арсенал матерных слов, Степа (имена изменены. — Авт.) оскорбил родителей Славы. И хоть Слава был выше и на вид крепче маленького Степки, тот отмутузил одноклассника своими огромными бутсами.
— У нас тоже был протест обществу, — вспоминает психолог. — Та же “Машина времени” — творческий край молодежи. Сейчас выбор тинейджером той или иной субкультуры соотносится с уровнем интеллекта, мироощущения, культуры. Иностранцы ходят толпой и навешивают фенечки — этим их протест заканчивается. У нас среди школьников такое разобщение и антагонизм, что они стали опасны и для общества, и в первую очередь для самих себя.
Забота о том, чтобы привести их в чувство, легла в нынешней России исключительно на плечи учителей и милиции. Как рассказал “МК” сотрудник отдела молодежи администрации Можайского района Станислав Петров: “Работа с неформалами в городе ведется на уровне образовательных учреждений. Этой молодежью занимаются участковые и педагоги. Мы к этому вопросу пока не привлекаемся, поскольку данная проблема так остро не стоит”. По скромным оценкам Станислава, только 5% можайских школьников втянуты в неформальные движения.
Однако сами школьники и учителя готовы подтвердить, что неформалов в 5—11-х классах сейчас едва ли не больше половины. И если можайских малышей в последние годы удалось увлечь спортом — в городе открылись ледовая арена, множество новых секций, на подходе бассейн, — то старших школьников, считают учителя, надо спасать немедля.


ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Позитивный

Наталья Чирва, школьный учитель:
— Есть пословица: “Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало”. Пусть они одеваются в черное, красное, зеленое. Все равно этот возраст пройдет. Я сейчас смотрю на свои старые фотографии и ужасаюсь. Как я могла когда-то носить эти широченные брюки со своим невысоким ростом? А ведь мне казалось, что это стильно!

Негативный

Наталья Гусева, директор школы:
— Была у меня ученица Маша. До поры до времени она была приветливым, открытым ребенком, но потом начала замыкаться. Одновременно у нее появлялась особая атрибутика. Сначала колечко, потом ошейник, цепи с черепами, а к концу 8-го класса — полная экипировка. Группа, в которой она училась, не принимала ее, и тогда она всем себя противопоставила.
На каникулах мы поехали в Прагу. Наверное, она была заинтересована в этой поездке, потому что в Праге кругом готический стиль. В автобусе Маша задремала, и я решила снять с нее наушники, которых она почти никогда не снимала. Что я услышала! Это была какая-то загробная, зомбирующая музыка! Спустя некоторое время мама отправила ее в поездку в Англию. Там она пересеклась с другими готами, и с этого времени ни родители, ни мы, учителя, ничего не могли с ней поделать. Ее не пускали вечером гулять — она прыгала из окна, напивалась до рвотного состояния и бог знает что еще.
Она перевелась к другому учителю, но однажды я случайно встретила ее и потребовала снять все свои украшения. Она сняла, но больше в нашей школе не появлялась. Сейчас эта девочка должна была бы учиться в 10-м классе, но поступила в какое-то училище в Москве.

КАК ОТЛИЧИТЬ НЕФОРМАЛОВ?

Панки
Внешний вид:
балахон с капюшоном, гриндеры, ирокез.
Позиция:  противопоставить себя системе, законам. Поддержка анархии.
Процедура посвящения: 1. Самый распространенный способ — залезть в помойку и просидеть там не менее 10 минут. Иногда что-нибудь съесть оттуда. 2. Съесть таракана. 3. Выпить 300 граммов “харчи” (слюны других посвященных). 4. Считается, что так поступают истинные панки: отправляются на стройку, раскаляют на огне цепь, обматывают ею руку и сдирают вместе с кожей. 5. Выпить бутылку водки залпом и разбить о чужую голову.

Эмо
Внешний вид:
челка, закрывающая правый глаз, обязательно самостоятельно постриженная, сзади “хаер” — поднятые волосы. Цвета в одежде: черный и розовый или любой другой яркий.
Позиция:  обиженные. Причина — отвергнутая любовь или просто непонимание окружающих. Не боятся выражать свои эмоции. Любят погрустить и поплакать.
Процедура посвящения: вскрыть себе вены, ну а затем, разумеется, забинтовать руку.

Готы
Внешний вид:
преобладание черного цвета, черные ногти и густо обведенные глаза.
Позиция:  интерес к загробному миру, поскольку среди живых нет ничего интересного.
Процедура посвящения: 1. Выпить кровь (свою, другого человека или животного). 2. Заночевать на кладбище.

Тектоники
Внешний вид:
из толпы особо не выделяются. Но дай волю — начнут забавно шевелить конечностями.
Позиция:  двигаться под однообразную музыку (стиль музыки дал название самому неформальному движению).
Процедура посвящения: разучить танец и продемонстрировать его.

SKA
Внешний вид:
любят все квадратное и черно-белое.
Позиция: любят слушать музыку, которой свойственен так называемый раскачивающийся ритм, и радуются возможности потанцевать на улице.

Паркуры
Внешний вид:
  почти не отличить от рэперов. Всегда куда-то мчатся, не разбирая дороги.
Позиция: движение — это жизнь.
Процедура посвящения: пробежаться по машине, которую только начали заводить, и скрыться, чтобы не поймали.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру