Москве нанесено пылевое ранение

“МК” попытался разобраться с главной весенней столичной бедой

“В России два времени года: одно — грязь, второе — пыль”. Хоть и сказано это было давным-давно, а мало что изменилось даже в продвинутой Москве. И хотя мы сами давно привыкли к “взвешенным частицам” в воздухе, которые забивают нос и пачкают одежду, но все-таки периодически задаемся вопросом: “Почему же в Москве так пыльно?”. Особенно это актуально в апреле, когда нет ни зелени, ни снега: одной еще, а второго — уже. Разобраться с вечной проблемой попытался “МК”.

Вот только не надо сразу бранить русский характер — мол, люди у нас ленивые и нечистоплотные. Перво-наперво в московской пыли виновата природа.
— Каждую весну мы наблюдаем такой период, когда общее содержание различных аэрозольных частиц в атмосфере достигает максимума. Это время, когда снег сошел, а травяной покров еще не появился. Происходит перестройка атмосферных процессов, что приводит к увеличению скорости ветра. Он поднимает частицы пыли в воздух и увеличивает их содержание в атмосфере, — говорит ведущий научный сотрудник метеорологической обсерватории географического факультета МГУ Ольга Шиловцева.
И это не только московская беда.
— Одна всемирная сеть аэрозольных наблюдений следит за состоянием взвешенных частиц в атмосфере по всему миру. И смею вас заверить, что подобный всплеск фиксируется в переходный период от зимы к лету везде, где зимой бывает снежный покров, — продолжает г-жа Шиловцева.
Еще одна причина пыльного обострения — крупномасштабный атмосферный перенос из других регионов (порядка 30—40% мелкой пыли). Например, практически всю прошлую неделю в столице была затуманенная атмосфера (повышенная концентрация в воздухе мелких взвешенных частиц).
— На снимках отчетливо видно, что всю первую половину прошлой недели был атмосферный перенос из южных регионов России (там в это время наблюдались очаги горения). Но уже в четверг произошла смена воздушной массы — пришел холодный атмосферный фронт. А когда в столице пройдут дожди, обстановка полностью нормализуется, — делится своим прогнозом главный специалист ГУП “Мосэкомониторинг” Елена Лезина.
И все бы ничего, если бы пыльный вопрос тревожил москвичей только в весенний период. Но нет, эта проблема для горожан носит круглогодичный характер. И тут вступает в силу человеческий фактор. Опрошенные нами эксперты говорили и об “отчаянном недостатке малогабаритной уборочной техники”, и о том, что дворники сами стали “источниками пыли”.
— Добавьте к этому отвратительное качество асфальтобетонной смеси на дорожном покрытии, которая не отвечает никаким международным стандартам, — говорит профессор МАрхИ, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. — А еще плохо отрегулированные двигатели грузовиков и знаменитый московский ямочный ремонт (когда одну ямку латают по плану, а та, что рядом, в план не входит, и ее заделывают через несколько недель) — и мы получим букет “пыльных причин”.
Однако в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства не согласились с доводами эксперта и сообщили следующее:
— уборочной техники в Москве предостаточно;
— не реже двух раз в год (весной и осенью) тротуары и дороги в столице моются специальным шампунем;
— с 10 апреля коммунальщики перешли на летний режим работы, поэтому проводят ежедневную влажную уборку города с 11 вечера до 7 утра;
— И потом, не все зависит от нас, — уточняют в Департаменте. — Вы, например, спрашивали про бордюры, которые на многих улицах установлены ниже грунта (из-за этого грязь во время дождя не задерживается на почве, а стекает на дорогу). Но этот вопрос не к нам — мы берем в эксплуатацию готовую форму.
Кстати, не все эксперты категорично осуждают власти.
— Москве еще повезло, — говорит зав. кафедрой факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков. — Она, к счастью, не такая пыльная, как другие города-миллионщики России, где зимой используется пескосоляная смесь. Если вы сейчас посетите Екатеринбург, Новосибирск, Санкт-Петербург и т.д., то увидите, что дороги и объекты озеленения покрыты слоем песка. Поэтому мы сейчас находимся в более выигрышной позиции.
Но в чем эксперты единодушны — так это в том, что главной “пылевой причиной”, зависящей от человека, являются многочисленные стройки.
— Не всегда объекты строительства полностью огорожены, оборудованы мойками и тем более противопыльными экранами. Естественно, при несоблюдении этих норм взвешенные компоненты попадают в атмосферу, — говорит г-н Хомяков.
Впрочем, в Управлении ГИБДД Москвы нас заверили, что мойкам на стройках сейчас уделяется самое пристальное внимание (в городе проходит месячник “Чистый автомобиль”). И если на строительной площадке отсутствует таковая или фактически мойка есть, но колеса в ней не моют — нарушителей ждет суровое наказание (вплоть до приостановления деятельности до устранения недостатков). В подтверждение своих слов гаишники приводят цифры: начиная с 27 марта сотрудники ГИБДД осуществили более 1000 проверок моечных постов на выездах со стройплощадок, из них порядка 200 оказались с нарушениями.
— Для Москвы недостаточно просто мыть колеса автомобилей на стройках, необходимо еще закрывать обнаженную землю и устанавливать щиты против пыли. Но этим, к сожалению, никто не занимается, — уточняет г-н Глазычев.
Однако это не совсем так. Как выяснил “МК”, еще в декабре 2007-го в Москве была принята программа “О мерах по снижению мелких взвешенных частиц в атмосферном воздухе”. Она как раз и предусматривает снижение количества пыли в столице по всем источникам ее возникновения (кроме атмосферного переноса). Сюда же входят мероприятия по обустройству и содержанию строительных площадок Москвы, снижению выбросов взвешенных частиц от автотранспорта и т.д.
— Так как программа принята недавно, сейчас только разрабатываются проекты и рассматриваются различные варианты: какими будут пылеуловители (в виде сетки или щита), чем накрывать сыпучие материалы на стройках (рассматриваются уже существующие в мире технологии пылеочистки и выбираются оптимальные для Москвы). А также мы будем обследовать все промышленные предприятия в городе, затем находить самые пыльные и устанавливать на них пылеочистные сооружения, — поясняет главный специалист ГУП “Мосэкомониторинг” Елена Лезина.
А самое главное, программа предусматривает разработку нормативов на содержание в воздухе мелкой, но очень опасной пыли PM10 (взвешенные частицы с размерами менее 10 мкм), которых до сих пор в России не было.

Комментарий специалиста
Врач-педиатр клиники им. Семашко Наталия ЕВГЕНЬЕВА:

— Избыточное количество пыли в воздухе может вызвать бронхолегочные заболевания, обострить аллергические реакции. Не зря весной у аллергологов самая горячая пора! Чтобы снизить риск или облегчить течение заболевания, нужно исключить контакт с аллергеном: для этого либо совсем уехать на это время из Москвы или как можно меньше находиться на улице. Если постоянно находиться дома не получается, выходить на улицу в марлевой повязке. Еще один важный совет: перед тем как проветривать помещение, повесить на окно влажную тряпку, это поможет задержать взвешенные частицы.

МЕЖДУ ТЕМ
Автовладельцы зачастую сами усугубляют “пыльную проблему”, когда паркуют свои автомобили на газонах и уничтожают травяной покров.
— Такие нарушения в столице встречаются сплошь и рядом, — говорит юрисконсульт управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды Инна Михайлова. — Однако хочу предупредить всех водителей, что в соответствии с Административным кодексом города Москвы размещение транспортных средств на территории с зелеными насаждениями влечет за собой штраф от 4 до 5 тыс. рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру