Реставраторы приготовят “Сушку”

В столичном музее восстанавливают санитарный поезд времен войны

“Он будет самым красивым из всех локомотивов в нашей экспозиции!” — с этими словами научный сотрудник музея Московской железной дороги Александр Никольский открыл огромные створки ворот, и корреспондент “МК” смог увидеть поблескивающую свежей краской паровозную “физиономию”.

“Поголовье” паровозов в Москве в последние годы возрастает. Все новые и новые “огнедышащие машины” устанавливают на постаменты в качестве памятников, несколько “живых” паровиков регулярно таскают ретропоезда с экскурсантами… Постепенно увеличивается и количество паровых локомотивов в экспозиции музея МЖД. Последнее пополнение коллекции — пассажирский паровоз серии Су — как раз и довелось увидеть в ремонтном помещении депо “Подмосковная”. Здесь “сушке” возвращают ее первоначальный вид.  

Впрочем, наше знакомство с уникальной машиной состоялось гораздо раньше и совсем в другом месте: долгие годы этот Су “работал памятником” трудовой и боевой славы железнодорожников на территории депо Москва-Пассажирская-Киевская.  

— Старый паровоз, обнаруженный поисковиками на одном из предприятий Подмосковья (он использовался там в качестве котельной), установили на Пассажирской-Киевской еще в 1982-м благодаря хлопотам энтузиастов из клуба любителей железных дорог, — рассказывает Александр Никольский. — В ту пору это оказалось единственной возможностью сберечь локомотив, являющийся по-настоящему уникальным.  

Паровозы Су выпускались с 1925 по 1951 год и долгое время были основными пассажирскими локомотивами в СССР. Однако сейчас из 2700 машин сохранились лишь считанные экземпляры, а вот именно таких, как этот — Су третьего выпуска (считающиеся самыми красивыми), — уцелело всего 4 штуки. Конечно, подобному раритету место в музее! Но добиться этого оказалось нелегко: руководители депо Москва-Пассажирская-Киевская отнюдь не горели желанием расставаться с паровозом-памятником. Лишь к лету нынешнего года “сушку” официально передали музею.  

Транспортировка массивного ретроэкземпляра оказалась делом трудным. Пришлось подгонять специальный ремонтно-восстановительный поезд со 150-тонным краном, чтобы снять Су с постамента и поставить на рельсы, уговаривать начальников, требовавших оформления многочисленных бумаг и согласований…  

— Мы столкнулись с парадоксальной ситуацией, — разводит руками Никольский. — Формально по существующим на железных дорогах правилам таких “старичков”, как наш Су, вообще никуда перевозить нельзя: движение любого подвижного состава, построенного в давние времена, по действующим путям запрещено! Едва удалось кое-как договориться, чтобы в виде исключения, с особыми предосторожностями… В итоге все-таки перетащили паровик — ночью, “персональным” тепловозом. Теперь ему выделено стойло в крытом помещении депо “Подмосковная”, где идет реставрация.  

Занимаются ею пока в основном сам Никольский и несколько волонтеров — любителей старой железнодорожной техники. Кое-что из более сложных работ выполнили специалисты депо, однако для них это фактически сверхурочная нагрузка: восстановление музейного паровоза может быть включено в план работы депо только со следующего года.  

— С нашими скромными возможностями мы смогли пока возвратить первоначальный вид лишь передней части паровоза. В том числе заново сделали “родную” решетку-метельник, которая у этой “сушки” при капремонтах оказалась заменена унифицированной литой конструкцией, а один из наших умельцев по старым фото изготовил звезду на “передке” локомотива…  

 Впереди еще много работы: ведь десятилетия, проведенные на постаменте, не прошли для паровоза даром — утеряны некоторые детали конструкции, кое-где листы обшивки изъедены коррозией, в плачевном состоянии будка машиниста, а “бока” локомотива покрыты растрескавшимся многослойным “панцирем” старой краски…  

— Мы обязательно должны восстановить “Су” таким, каким он был, выезжая за ворота родного Коломенского завода в далеком 1938-м, — уверен г-н Никольский. — Спешки в ущерб качеству здесь допустить нельзя. Однако если с января будет нормальное финансирование и депо “Подмосковная” сможет заниматься паровозом “по полной программе”, вполне реально получить отреставрированный ретролокомотив к 65-летнему юбилею Победы. Уже есть планы, как оформить экспозицию с его участием: Су встанет в самом начале музейной площадки, а к нему будут прицеплены несколько старых вагонов, воссоздавая облик санитарного поезда времен Великой Отечественной, — ведь именно “сушки” чаще всего водили по железным дорогам составы, перевозившие раненых бойцов и командиров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру