В Европе вынесен приговор нашей милиции и врачам

Россия должна выплатить 153 тысячи евро избитому москвичу, которого бросили на улице и плохо лечили

Россия должна выплатить 153 тысячи евро избитому москвичу, которого бросили на улице и плохо лечили
Европейский суд по правам человека признал незаконным содержание Платона Лебедева под стражей в период с 3 июля по 28 августа 2003 года и с 31 марта по 6 апреля 2004 года.
Дело москвича Дениса Васильева в Европейском суде против России закончилось сокрушительной победой истца. Молодой человек, ставший инвалидом после того, как его, избитого, сначала оттащила к мусорным бакам и бросила милиция, а потом не смогли оказать квалифицированную помощь врачи, выиграл в Страсбурге беспрецедентную сумму — 153 тысячи евро.

Летом 2001 года поздно вечером к 18-летнему Денису, который вышел с товарищем во двор, подошли неизвестные, ударили обоих по головам, обчистили карманы и скрылись. Соседи, увидев двоих лежащих без сознания пареньков, позвонили в ОВД “Соколиная Гора”. В 1.40 прибыл наряд милиции в составе двух сотрудников из 2-го батальона ОВД по ВАО — Жарова и Волкова. Но милиционеры решили, что студенты просто напились, поэтому, как следует из заявления Васильева, оттащили их к соседним мусорным бакам. По крайней мере, именно там около 7 утра ребят обнаружили дворники. Они вызвали “скорую”, а медики развезли молодых людей по больницам. Товарищ чувствовал себя еще более-менее, а Денис попал в ГКБ №33 без сознания.

— У парня была черепно-мозговая травма, — говорит председатель Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский, — но больше суток он находился без врачебного наблюдения. Его не осмотрели специалисты, не сделали необходимых анализов, не сняли энцефалограмму... Все это время он лежал на тележке в коридоре.
Дело закончилось тем, что Денису потребовалась срочная операция с двухсторонней трепанацией черепа. Но в больнице не было томографа, и операцию провели “вслепую”. А через два дня родители показали сына частному врачу, который заявил им, что Денис может умереть, если ему не окажут грамотную помощь.  

Когда родственникам удалось перевести Дениса в госпиталь им. Бурденко (его мама Марина Кондратьева — жена Героя России, погибшего в Чечне), счет шел уже на минуты. Две с половиной недели парень провел в коме. Потом ему пришлось сделать трахеотомию — чтобы мог дышать через проведенную к трахее трубочку. Даже когда Денис пришел в сознание, врачи оценивали его состояние как критическое. А через год у Дениса обнаружили гнойный абсцесс, и ему пришлось перенести еще одну операцию...  

Итог: вторая группа инвалидности.  

После нападения на Дениса и его товарища в ОВД “Соколиная Гора” стараниями родственников было возбуждено уголовное дело, которое в течение пяти лет то закрывалось, то возобновлялось. Разумеется, найти преступников не удалось.  

В 2002 году мама Дениса добилась того, что было начато внутреннее расследование в отношении милиционеров Жарова и Волкова. Они оправдывались тем, что, мол, покидая искалеченных ребят, позвонили в ОВД “Соколиная Гора”, попросили вызвать медиков, но дождаться их не имели возможности — надо было нести службу. Российский суд милиционерам поверил, поскольку якобы невозможно доказать, что они поняли: жизни избитых пареньков угрожает опасность.  

В 2004 году уже сам Денис написал жалобу в Европейский суд, указав в ней, что правоохранительные органы нарушили статьи 2, 3 и 13 Европейской конвенции по правам человека (право на жизнь; запрещение пыток, унижающих человеческое достоинство; право на эффективное средство правовой защиты).  

Дело “Васильев против России” в Страсбурге тянулось пять лет и закончилось сокрушительным поражением государства от его гражданина. Суд решил, что российские власти не провели эффективное расследование по делу о нападении, а милиция и врачи не оказали должной помощи пострадавшим. Решение райсуда, оправдавшего милиционеров, было расценено как “не соответствующее фактам уголовного дела”. Подсчитав все расходы Васильева на лечение, Европейский суд постановил выплатить истцу компенсацию материального вреда в сумме 75 тысяч евро. Еще в 78 тысяч евро суд оценил его моральный ущерб. Итого: 153 тысячи евро.  

Впрочем, сестра Дениса Настя сообщила “МК”, что шанс получить эти немалые деньги у семьи невелик: их уже предупредили, что государство может просто... сослаться на отсутствие средств.  

— Меня очень удивил исход этого дела, я в такое не очень-то верил, — признается г-н Саверский. — Но люди, которые идут до конца, добиваются уникальных результатов. Я считаю их героями России, которые ломают нашу систему беззакония и равнодушия и тем самым открывают дорогу для других. Правда, ждать этой семье пришлось очень долго.  

Впрочем, как пояснил “МК” юрист Александр Сковородка, помогающий россиянам составлять иски в Страсбург, некоторые ждут решения значительно дольше. На сегодня в Европейский суд из России поступило несколько десятков тысяч жалоб, и если взять соотношение выигранных дел и поступивших заявлений, то получается 1:89.

Екатерина ПИЧУГИНА.

Что такое Страсбургский суд

Созданный полвека назад Европейский суд по правам человека, известный более как Страсбургский суд, имеет репутацию единственной в мире инстанции, способной защитить права индивидуума от собственного государства.  

Российские граждане дают примерно треть (28%) от общего числа жалоб, которые сейчас находятся на рассмотрении Европейского суда по правам человека. До конца этого года число жалоб, поданных в Страсбургский суд россиянами, должно достигнуть 14 тыс. Наряду с Россией по числу жалоб лидируют Турция и Румыния. Подавляющее большинство обращений в Страсбургский суд отклоняются как выходящие за рамки его юрисдикции.  

В 2008 году суд вынес решения по 244 жалобам российских граждан на государство, в 233 случаях — в их пользу. Всего за 2008 год Россия заплатила по решениям Страсбургского суда более 4 млн. евро.  

В январе Страсбургский суд на год заморозил принятие постановлений практически по всем делам, касающимся обязательств госорганов выплачивать компенсации за затянутое судопроизводство или неисполнение судебных актов. А именно такие жалобы составляют более 30% от всех жалоб, поступающих в Европейский суд из России.  

Отношения между Страсбургским судом и Россией складываются далеко не безоблачно ввиду того, что наша страна остается единственным государством из подписавших Европейскую конвенцию по правам человека, которое не ратифицировало “протокол №14”. Речь идет о документе, предусматривающем реформу ЕСПЧ, с тем чтобы упростить и ускорить судебные процедуры.  

Из последних громких решений Страсбургского суда можно вспомнить, что в ноябре ЕСПЧ оштрафовал Россию на 215 тыс. евро за исчезновение пятерых жителей Чечни в 2003 г.  

В июле прошлого года вступил в силу вердикт Страсбургского суда о том, что несколько решений о продлении срока ареста Платону Лебедеву (фигуранту по “делу ЮКОСа”) были приняты с нарушением положений Европейской конвенции по правам человека. В связи с этим Россия была оштрафована на 10 тыс. евро (3 тыс. в пользу Лебедева как компенсация за моральный вред и 7 тыс. расходов). Европейский суд по правам человека признал незаконным содержание Лебедева под стражей в период с 3 июля по 28 августа 2003 года и с 31 марта по 6 апреля 2004 года. Суд также установил, что были нарушены сроки рассмотрения кассационных жалоб на меру пресечения (содержание под стражей), а также незаконно было проведено заседание по вопросу о продлении срока содержания под стражей Лебедева в его отсутствие.
Между тем ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, и давать указания законодателю, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Но вправе присудить справедливое удовлетворение претензии в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда и возмещение выигравшей стороне издержек и расходов.  

Когда можно подавать жалобу в Европейский суд.  

Суд рассматривает жалобы, только если они касаются событий, ответственность за которые лежит на государственной власти. И не принимает жалобы, направленные против частных лиц и учреждений. Жалоба должна быть подана не позднее чем через 6 месяцев после окончательного рассмотрения вашего вопроса компетентным государственным органом.  

Какую компенсацию может присудить ЕСПЧ.  

Моральный ущерб невозможно подсчитать математически, точные критерии также отсутствуют. Поэтому при определении суммы компенсации ЕСПЧ руководствуется собственными соображениями справедливости.  

Обязательно ли исполнение решения ЕС для России и кто должен его исполнять.  

Процесс выплаты компенсации контролируется аппаратом уполномоченного РФ при Страсбургском суде. Как только судебное решение вступает в силу, деньги Минфин перечисляет Минюсту, а тот выплачивает их истцу. В бюджете предусмотрена специальная статья на эти расходы, которая корректируется ежегодно.

Андрей ЯШЛАВСКИЙ,
Лина ПАНЧЕНКО. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру